Ноябрь 2008

Рестораны заставят стать демократичнее

В условиях кризиса положение общепита выглядит не лучшим образом. Рестораторы неизбежно пострадают от снижения реальных расходов населения. Относительно прочны…

Рестораны заставят стать демократичнее

В условиях кризиса положение общепита выглядит не лучшим образом. Рестораторы неизбежно пострадают от снижения реальных расходов населения. Относительно прочны позиции недорогих заведений, ориентированных на массовый спрос.

В 2009 году аналитики «Юникредит Атона» прогнозируют снижение доходов населения на 2,8% против увеличения на 11% в 2007 году и прогнозных 10% в 2008-ом. Крупнейший игрок «Росинтер» с долей московского рынка в 18% уже снизил прогноз выручки на 2008 год с $390-400 млн. до $350-360 млн. Эксперты предсказывают ускорение консолидации сектора и банкротства небольших несетевых ресторанов со средним чеком на человека от 1 тыс. рублей.

«Пока кризис напоминает о себе только появлением проблем с привлечением финансирования, – говорит Мераб Елашвили, президент компании «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (сети «Сбарро», «Восточный базар», Viaggio). – Увеличение кредитных ставок уже ведет к тому, что бизнес начинает задыхаться. В некоторых городах спад спроса на услуги общепита уже наметился. В ближайшие полгода ничего хорошего ждать не приходится. Кризис также повлек за собой проблемы с поставщиками, производством и доставкой – наблюдаются перебои».

Отмечается лишь один позитивный момент: снижение ставок на аренду. «Лопнул пузырь, выросший за последние годы, – комментирует аналитик «Открытия» Ирина Яроцкая. – Теперь ставки снижаются, и такая тенденция продлится еще минимум год». На рынке недвижимости уже предлагают помещения по ценам, о которых раньше можно было только мечтать, отмечают участники рынка. «Мы сейчас ведем переговоры по поводу снижения арендных ставок, - подтверждает Мераб Елашвили. - Думаю, торговым центрам придется пересмотреть условия и пойти навстречу. Сейчас найти арендные площади - не проблема».

Аналитики полагают: в условиях жесткой конкуренции и борьбы за клиента ресторанным сетям придется увеличить маркетинговые бюджеты. В фаворе будут ресторанные аналоги «Дикси» и «Магнита», ориентированные на средний сегмент и работавшие в нише «фастфуда». Они могут ожидать перетока клиентов. «Росинтер» и «Планета гостеприимства» надеются стать такими везунчиками.

«Пришло время для того, чтобы работать над повышением эффективности, смены вектора внимания от количества к качеству, использовании инновационного подхода. То, что вчера многие не могли себе позволить, сегодня просто обязаны сделать. Рынок не простит неэффективность!» – заявляет Мераб Елашвили. В «Планете гостеприимства» сообщают, что еще в начале 2008 года приняли план по закрытию нерентабельных ресторанов и по оптимизации издержек на всех этапах и участках. «Мы были готовы к ухудшению конъюнктуры», – отмечает президент «Планеты гостеприимства».

Как и большинство отраслей экономики, ресторанный бизнес ждет консолидация. «Региональные игроки всех размеров выходят с предложениями продажи своих компаний, - рассказывает Мераб Елашвили. - До кризиса таких предложений было очень мало, тем более от удачных и концептуальных бизнесов». Еще год назад, даже обладая необходимыми средствами, совершать удачные приобретения было сложным делом. Поэтому рестораторы предпочитали развиваться органическим путем. Теперь стало дешевле купить готовый бизнес.

 Правда, аналитики полагают, что M&A-активность на рынке общепита пока будет ограничиваться дороговизной заемных ресурсов: мало кто-то захочет брать кредиты под 15-20%. К тому же, Татьяна Бобровская ожидает еще большего падения арендных ставок, соответственно, стоимости бизнесов. «Сейчас покупки экономически неоправданны», – говорит аналитик БКС.

Единственный игрок сектора, акции которого торгуются на бирже – «Росинтер». «Инвесторы настороженно относятся к этому сегменту, - говорит Татьяна Бобровская, аналитик БКС - Риски, связанные с падением покупательской способности, соответственно, спроса на услуги компании, довлеют над рынком». При этом в БКС отмечают, что акции торгуются с небольшим дисконтом к западным аналогам, порядка 22-29%. Так, отношение EV/EBITDA иностранных ресторанных сетей среднем составляет 6,8 (в развитых) и 6,3 (в развивающихся). Аналогичный коэффициент для «Росинтера» - 4,9.

Показатель долговой нагрузки компании – комфортные в нормальных условиях 2,1 EBITDA (долг - $100 млн). «Росинтер» себя чувствует достаточно уверенно, компания даже увеличила прогнозы капвложений с $50 до $85 млн. «Бумага оценена адекватно. В ближайшее время ожидать стремительного роста не стоит. Но она подходит для долгосрочных инвестиционных портфелей, – полагает Татьяна Бобровская. – В краткосрочной перспективе новости компании будут носить только негативный характер».

Источник: finansmag.ru

Опубликовано:
27/11/2008

Рекомендуем

Новости

Конгресс лучших

Репортаж с Первого всероссийского конгресса рестораторов «Топ-100»
Новости партнеров

Новинка. StoreHouse_5 – новая версия программы складского учета

Компания UCS выпустила StoreHouse_5 – новую версию системы, отвечающую за учет сырья и документооборот в заведениях общественного питания
Новости партнеров

Клиенты iiko переходят на новые «облачные» кассы

Первое заведение сети, в котором установлена кассовая техника, соответствующая федеральному закону № 54-ФЗ
Новости партнеров

SELGROS Cash&Carry приходит в Самару

На территории «САМАРА-ЦЕНТР» будет построен торговый центр международной сети SELGROS Cash&Carry площадью 10 000 квадратных метров
Новости партнеров

«Ресторанный десант» проверит Красную Поляну!

В середине декабря рестораторы Москвы и Петербурга проверят предприятия индустрии гостеприимства курорта «Красная Поляна»