Рестораны исчезают, освобождая место для фаст-фуда
Пока рестораны и кафе извещают о снижении оборотов и замораживают инвестиции, сети заведений быстрого питания расширяются в ожидании притока клиентов...
Рестораны исчезают, освобождая место для фаст-фуда
Пока большая часть латвийских ресторанов и кафе извещает о снижении оборотов, сокращает персонал и замораживает инвестиции, сети заведений быстрого питания расширяются в ожидании притока клиентов.
В четвертом квартале прошлого года оборот предприятий общественного питания (рестораны и бары) в годовом исчислении упал на 25,3%. Однако все опрошенные сети быстрого питания заявили, что запланировали на этот год расширение.
Финский оператор фастфуда Hesburger в этом году планирует открыть в Балтии 10 ресторанов, из них 5 - в Латвии. «24 февраля начнет работу заведение в Екабпилсе, весной откроются еще два в Риге и одно в Вентспилсе, летом - в Лиепае», - рассказал глава Hesburger в Латвии Яак Лейс.
По его словам, Hesburger в отличие от большинства компаний отрасли не ощущает снижения спроса: «Из опыта работы в Финляндии мы знаем, что в период кризиса дела у фастфуда идут лучше. Потому что люди, которые раньше питались в дорогих ресторанах, начинают выбирать заведения типа McDonald's или Hesburger. Как это будет в Латвии - еще предстоит узнать».
В настоящий момент в Латвии действуют 13 ресторанов Hesburger. Всего в Финляндии и странах Балтии компания управляет 245 заведениями. Оборот группы за 2007 год составил 160 млн. евро (около 112,4 млн. латов).
Главный конкурент финнов в Латвии - крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания McDonald's - также рассчитывает откусить свой кусок кризисного гамбургера. Всего в этом году базирующаяся в США корпорация планирует создать 12 тыс. рабочих мест и открыть 240 новых ресторанов в Европе. «Мы совершенно точно не замедляемся», — цитирует Financial Times слова гендиректора McDonald's Europe Денниса Хеннекина. Всего под американским брендом в мире действует 31 тысяча ресторанов, 75% которых работают по системе франшизы.
Менеджер по маркетингу балтийского держателя франшизы McDonald's — предприятия Premier Capital Крив Краулиньш сообщил, что в Латвии в этом году будет открыто два новых ресторана, один из которых будет находиться в рижском торговом центре Spice. В ресторанах будет применен новый дизайн, а также введена концепция кофеен McCafe, уже известная в других странах (впервые компания ввела в меню кофейные напитки в США, чтобы создать конкуренцию сети Statbucks). Сейчас в Латвии действуют 6 ресторанов McDonald's (все в Риге).
Отставать от иностранных игроков не намерено и латвийское предприятие быстрого питания Kebabs Fix. «В настоящий момент у нас пять заведений. В этом году мы собираемся открыть новый ресторан в торговом центре Rīga Plaza», - сообщила член правления компании Янина Муцениеце. По ее словам, очень вероятно, что многие клиенты дорогих ресторанов сейчас делают свой выбор в пользу таких мест, как Kebabs. В то же время в результате спада экономики в фастфуд перестает ходить часть небогатых клиентов. «В связи с этим сейчас мы ввели в меню ряд новинок по более низким ценам», - указала Муцениеце.
«В Латвии тенденция роста сетей общепита в условиях кризиса экономики существует, но она не столь выражена, как на Западе. У наших людей несколько иные национальные особенности — они не смогут перейти исключительно на гамбургеры. Поэтому экспансия сетей не будет стопроцентной», - сказала Санта Грайксте, исполнительный директор Ассоциации гостиниц и ресторанов. Также, по ее словам, в нынешней ситуации маловероятен приход других глобальных игроков, вроде Burger King, Pizza Hut, Taco Bell или KFC — они предпочтут расширяться на более крупных рынках.
Источник: rus.db.lv
11/02/2009