Июль 2009

Правила игры

На рынке смежных прав поменяются, объясняет корреспондент отдела потребительского рынка Ольга Ъ-Гончарова...

Правила игры

Газета «Коммерсантъ»   № 132 (4187) от 23.07.2009
 
На рынке смежных прав поменяются, объясняет корреспондент отдела потребительского рынка Ольга Ъ-Гончарова

Уже через неделю у российских телеканалов, радиостанций, кафе и ресторанов не останется аргументов, чтобы избегать выплат исполнителям песен и студиям звукозаписи за использование их музыки (то есть за так называемые смежные права, определяемые 4-й частью Гражданского кодекса). 31 июля комиссия при Росохранкультуры должна выбрать организацию, которая получит государственную аккредитацию на сбор таких отчислений и будет иметь право представлять интересы сразу всех правообладателей.

Выбор такой организации должен, по идее, положить конец неразберихе в сфере смежных прав, которая началась еще в 1990-х годах. Тогда объявить себя обществом по коллективному управлению правами могла любая организация, и, конечно, до самих исполнителей деньги не доходили, зато к одному кафе могли обратиться с требованиями отчислений в пользу артистов или производителей фонограмм сразу несколько фирм. Правда, и сейчас на рынке смежных прав помимо единственного аккредитованного государством общества будут работать отдельные организации, заключившие с правообладателями прямые договоры.

В сфере авторских прав (композиторов и авторов текстов к песням) вопрос аккредитации в августе 2008 года решился достаточно быстро: ее получил монополист этого сегмента — Российское авторское общество (РАО). А вот за аккредитацию по смежным правам борются сразу три организации — Равноправный фонографический альянс (РФА), работающий с представительствами студий-мейджоров, Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), возглавляемое Юрием Башметом, и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), созданная при участии РАО. В плане РФА, направленном в Росохранкультуры, говорится, что аккредитованная организация за счет увеличения базы пользователей сможет собирать не менее $51 млн отчислений ежегодно уже к 2012 году.

Впрочем, путаница исчезнет не сразу после аккредитации. Во-первых, комиссия может аккредитовать сразу два общества, представляющие отдельно исполнителей и студии звукозаписи. Тогда общества должны будут переоформлять договоры с пользователями и заново согласовывать между собой ставки вознаграждения. Во-вторых, неосведомленные пользователи будут продолжать какое-то время платить отчисления неаккредитованной организации, не исключает заместитель гендиректора ВОИС Виктор Осипов. А заместитель гендиректора РОУПИ Анжелика Коротаева считает, что некоторые правообладатели могут даже отказаться работать с аккредитованной организацией, так как у них есть давний договор с другим обществом. "Если организация, не получившая госаккредитации, будет саботировать решение комиссии, Росохранкультуры примет в ее отношении решительные меры вплоть до привлечения к административной ответственности",— обещает начальник отдела охраны авторского и смежных прав Росохранкультуры Георгий Сытенко.

Источник: Коммерсантъ

Опубликовано:
23/07/2009

Рекомендуем

Новости

Еще один ритейлер готовится в рестораторы

Владелец «Магнита» зарегистрировал ресторанную компанию 

Новости партнеров

Ресторан «Марле Буа» в городе Томске переведен на r_keeper_7

«Компас-Т» — дилер компании UCS в городе Томске, перевел популярный ресторан «Марле Буа» на седьмую версию программы r_keeper, которая поддерживает закон 54-ФЗ
Новости партнеров

Состоялась VII Партнерская конференция iiko

С 13 по 17 марта в подмосковном отеле Les Art Resort прошла VII Партнерская конференция iiko
Новости партнеров

Юбилей Академии Кулинарного Искусства «Эксклюзив»

Компания RATIONAL присоединяется к поздравлениям