Июль 2009

Правила игры

На рынке смежных прав поменяются, объясняет корреспондент отдела потребительского рынка Ольга Ъ-Гончарова...

Правила игры

Газета «Коммерсантъ»   № 132 (4187) от 23.07.2009
 
На рынке смежных прав поменяются, объясняет корреспондент отдела потребительского рынка Ольга Ъ-Гончарова

Уже через неделю у российских телеканалов, радиостанций, кафе и ресторанов не останется аргументов, чтобы избегать выплат исполнителям песен и студиям звукозаписи за использование их музыки (то есть за так называемые смежные права, определяемые 4-й частью Гражданского кодекса). 31 июля комиссия при Росохранкультуры должна выбрать организацию, которая получит государственную аккредитацию на сбор таких отчислений и будет иметь право представлять интересы сразу всех правообладателей.

Выбор такой организации должен, по идее, положить конец неразберихе в сфере смежных прав, которая началась еще в 1990-х годах. Тогда объявить себя обществом по коллективному управлению правами могла любая организация, и, конечно, до самих исполнителей деньги не доходили, зато к одному кафе могли обратиться с требованиями отчислений в пользу артистов или производителей фонограмм сразу несколько фирм. Правда, и сейчас на рынке смежных прав помимо единственного аккредитованного государством общества будут работать отдельные организации, заключившие с правообладателями прямые договоры.

В сфере авторских прав (композиторов и авторов текстов к песням) вопрос аккредитации в августе 2008 года решился достаточно быстро: ее получил монополист этого сегмента — Российское авторское общество (РАО). А вот за аккредитацию по смежным правам борются сразу три организации — Равноправный фонографический альянс (РФА), работающий с представительствами студий-мейджоров, Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), возглавляемое Юрием Башметом, и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), созданная при участии РАО. В плане РФА, направленном в Росохранкультуры, говорится, что аккредитованная организация за счет увеличения базы пользователей сможет собирать не менее $51 млн отчислений ежегодно уже к 2012 году.

Впрочем, путаница исчезнет не сразу после аккредитации. Во-первых, комиссия может аккредитовать сразу два общества, представляющие отдельно исполнителей и студии звукозаписи. Тогда общества должны будут переоформлять договоры с пользователями и заново согласовывать между собой ставки вознаграждения. Во-вторых, неосведомленные пользователи будут продолжать какое-то время платить отчисления неаккредитованной организации, не исключает заместитель гендиректора ВОИС Виктор Осипов. А заместитель гендиректора РОУПИ Анжелика Коротаева считает, что некоторые правообладатели могут даже отказаться работать с аккредитованной организацией, так как у них есть давний договор с другим обществом. "Если организация, не получившая госаккредитации, будет саботировать решение комиссии, Росохранкультуры примет в ее отношении решительные меры вплоть до привлечения к административной ответственности",— обещает начальник отдела охраны авторского и смежных прав Росохранкультуры Георгий Сытенко.

Источник: Коммерсантъ

Опубликовано:
23/07/2009

Рекомендуем

Новости партнеров

Группа компаний «TEATRO» в Томске модернизированы с помощью программных решений UCS

Дилеры Томска – компания «Компас-Т» осуществили комплексную автоматизацию самого популярного заведения в городе – «TEATRO», включающее в себя проекты, которые пользуются большой известностью
Новости партнеров

Природная вода серебряной чистоты

«Серябь» содержит жизненно важные микроэлементы и радует своим чистым, свежим вкусом и в праздники, и в будни
Новости партнеров

Шкафы шоковой заморозки HICOLD

HICOLD предлагает шкафы шоковой заморозки в исполнении на три,  пятьсемь, а также десять и четырнадцать уровней.
Новости партнеров

17 000 ресторанов используют iiko

Семнадцатая тысяча проектов автоматизации ресторанов была реализована всего за 2,5 месяца!
Новости

Бесконтактный контроль

Традиционные проверки дополняются новыми формами контроля
Новости

Этой весной Санкт-Петербург стал центром притяжения шеф-поваров со всей России

3 дня — 1214 участников — 65 экспертов — более 100 мастер-классов — 4 500 квадратных метров площади