Август 2009

Отели уценили работников

В крупных городах из-за кризиса гостей стало в два раза меньше по сравнению с прошлым годом. Зарплата работников сократилась от 10 до 50%, практически прекратился набор новых сотрудников...

Отели уценили работников

Гостиничный персонал в кризис вынужден работать больше за меньшую зарплату

В крупных городах из-за кризиса гостей стало в два раза меньше по сравнению с прошлым годом. Зарплата работников сократилась от 10 до 50%, практически прекратился набор новых сотрудников. Администратор гостиницы "Москва" в Санкт-Петербурге Анна вспоминает: в прошлом году гости бронировали номера заранее. Сейчас туристов меньше минимум на 40%. В кризис цены на номера не повышали - они остались на уровне прошлого года. Однако это не помогло - люди не едут в Северную столицу. Основные посетители гостиницы - это группы иностранных туристов и жители столичного региона. Иностранцы живут несколько дней, а русские приезжают на выходные погулять по Питеру.

"Иностранцев стало меньше - это понятно, по ним кризис ударил особенно сильно. Но впервые за много лет к нам приезжают очень мало людей в выходные дни", - сетует Анна. Даже в июне, во время белых ночей, в петербургских гостиницах было рекордно низкое количество посетителей. Раньше приезжали молодые пары или целые семьи. В марте турфирмы бронировали номера "на ночи", но в мае почти все отозвали заявки - не смогли набрать людей на экскурсию.

Администратор небольшого отеля в Санкт-Петербурге Марина замечает: в этом году из пяти комнат все были заняты только на выходные 12 июня. А так постоянно две-три комнаты пустуют. В прошлом году номера бронировались заранее, просто так свободных мест не было.

Подобная ситуация с гостиницами и в Москве. По данным консалтинговой компании Blackwood, во II квартале 2009 года загрузка гостиниц нижнего ценового сегмента составила порядка 40% против 75% в 2008-м, а в гостиницах среднего класса - 45% против 74% в прошлом году. Работы стало больше В кризис владельцы отелей и гостиниц экономили на сотрудниках как могли. По данным работников этой сферы из Казани, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, самой популярной мерой было закрытие имеющихся вакансий. Однако не обошлось и без сокращения штата.

"У нас уволили половину горничных, оставшимся приходится работать в два раза больше", - говорит Александр из гостиницы "Петр I". Теперь горничные должны убрать 30 номеров за смену, а не 15, как раньше. Среди них есть и номера люкс, на уборку которых может уйти целый час.

Сотрудник гостиницы "Мираж" в Казани Андрей отмечает: "Гостей очень мало, загружено около 20% номеров, в прошлом году было больше половины". Однако зарплату сотрудникам здесь не сокращали, а в этом году уволили от одного до трех человек из каждой службы. Работы из-за этого не прибавилось - посетителей ведь меньше.

"Сокращения в гостиницах и ресторанах будут продолжаться, особенно в сегменте премиум. Здесь ожидается не менее 5-7% сокращений персонала", - дает неутешительный прогноз директор по продажам агентства Kelly Services Наталья Курантова. Экономия на обедах Оставшимся на своих рабочих местах сотрудникам тоже приходится несладко: почти во всех гостиницах урезали зарплату.

"До кризиса администратор получал порядка 35 тысяч рублей в месяц, а сейчас - 20 тысяч. А регистратор - 30 тысяч, а сейчас - 18 тысяч", - говорит сотрудница гостиницы "Москва" в Санкт-Петербурге Анна.

"У нас урезали зарплату на 10-20%", - вторит ей Александр из "Петра I". При этом перестали кормить бесплатными обедами: хочешь есть - плати минимум 100 рублей. Еще в гостинице раньше были ночные обеды для сотрудников, работающих в темное время суток. Теперь их тоже нет, и даже за свой счет поесть негде. Приходится тащить банки с едой из дома или бутербродничать. Горничным еще повезло - они хотя бы могут перекусить в помещении.

"Отмена обедов сильнее всего ударила по швейцарам. Теперь они вынуждены работать голодными. Зарплата совсем невысокая - 15 тысяч рублей в месяц", - добавляет Александр. И так-то не очень привлекательная до кризиса должность стала совсем неинтересной для гостиничных работников.Из-за снижения зарплаты многие работники отелей и гостиниц ушли из этой сферы.

"На их место работодатели никого не набирают или берут студентов", - говорит Марина из Санкт-Петербурга. Сейчас это особенно популярно у небольших отелей: берут на работу администратора с зарплатой 8-9 тысяч рублей вместо 15-20 тысяч до кризиса. И это за график сутки через трое. А Александр из Москвы отмечает, что многие столичные трех- и четырехзвездочные отели, которые раньше брали на работу только местных, перешли на приезжих: они согласны на меньшие деньги.

Везучие регионы

В гостиницах в крупных городах и отдыхающих, и гостей, которые приехали по делам, стало меньше. А вот в городах Золотого кольца, наоборот, наплыв посетителей.

"В этом году по нашему городу стало невозможно пройти: впервые появились пробки, улицы заставлены авто с московскими номерами", - рассказывает сотрудница гостиницы "Волжская Ривьера" в Угличе Ольга. Эта гостиница открылась летом этого года, она самая дорогая в городе, номера стоят от 3 до 15 тысяч рублей за сутки. Однако минимум половина номеров постоянно заполнены. В других гостиницах бронировать приходится заранее. Более дешевые гостиницы "Москва" и "Чайка" заняты под завязку. Персонал здесь никто не сокращал. Наоборот, набирали. В "Волжской Ривьере" создано 115 новых рабочих мест. Правда, и зарплата в этой сфере в городе совсем небольшая: прачка или горничная будет получать до 8 тысяч рублей в месяц.

"Такое ощущение, что жители Москвы и Подмосковья ринулись отдыхать в Ярославскую область вместо Турции или Египта", - улыбается Ольга. Благо до Углича на машине три часа. Куда податься Если сокращения в гостиницах все же пройдут, то бывшим сотрудникам долго без работы сидеть не придется.

"Администраторы и портье смогут трудоустроиться в близких сферах, например в салонах красоты и ресторанах", - рассказывает руководитель проектов по развитию бизнеса компании "Империя кадров" Юлия Пискунова. Специалисты, работающие на ресепшн, востребованы практически в любой фирме, особенно в крупных компаниях с большим потоком посетителей, заинтересованных в грамотных координаторах клиентского потока. Супервайзеры службы housekeeping (руководят горничными и техническим персоналом) смогут найти себя в сфере управления бизнес-центрами, то есть осуществлять координацию взаимодействия между различными службами, обеспечивающими жизнедеятельность огромных офисных зданий. Или же работать в качестве офис-менеджеров в крупных компаниях, курируя отделы снабжения. Для горничных самым очевидным вариантом остается переход на близкие по сути позиции в сфере занятости домашнего персонала. Правда, набор в эту сферу сильно сократился с приходом кризиса. Повара, метрдотели и официанты после увольнения из гостиницы могут искать работу в ресторанном бизнесе. Однако есть и другие варианты.

"Собственные повара сегодня появляются во многих компаниях, желающих сэкономить на соцпакете и компенсации оплаты питания для своих сотрудников", - отмечает Юлия Пискунова. А из метрдотелей выходят не только прекрасные хостесы, но и администраторы.

Зарплаты

Сколько получают сотрудники отелей, рублей

15 000 - горничная в Москве и Санкт-Петербурге,

8000 - горничная в других городах России,

30 000 - администратор со знанием иностранного языка в Москве и Санкт-Петербурге, 20 000 - администратор со знанием иностранного языка в других городах России.

Источник: Екатерина Староверова, www.trud.ru

Опубликовано:
12/08/2009

Рекомендуем

Новости партнеров

Группа компаний «TEATRO» в Томске модернизированы с помощью программных решений UCS

Дилеры Томска – компания «Компас-Т» осуществили комплексную автоматизацию самого популярного заведения в городе – «TEATRO», включающее в себя проекты, которые пользуются большой известностью
Новости партнеров

Природная вода серебряной чистоты

«Серябь» содержит жизненно важные микроэлементы и радует своим чистым, свежим вкусом и в праздники, и в будни
Новости партнеров

Шкафы шоковой заморозки HICOLD

HICOLD предлагает шкафы шоковой заморозки в исполнении на три,  пятьсемь, а также десять и четырнадцать уровней.
Новости партнеров

17 000 ресторанов используют iiko

Семнадцатая тысяча проектов автоматизации ресторанов была реализована всего за 2,5 месяца!
Новости

Бесконтактный контроль

Традиционные проверки дополняются новыми формами контроля
Новости

Этой весной Санкт-Петербург стал центром притяжения шеф-поваров со всей России

3 дня — 1214 участников — 65 экспертов — более 100 мастер-классов — 4 500 квадратных метров площади