Март 2010

Казанский рынок общепита «трещит» под натиском кризиса

В течение последних трех предкризисных лет российский рынок общественного питания стабильно прирастал на 10–15%. Казань не была в этом плане исключением: каждый год в столице РТ открывались все новые и новые...

Казанский рынок общепита «трещит» под натиском кризиса

В течение последних трех предкризисных лет российский рынок общественного питания стабильно прирастал на 10–15%. Казань не была в этом плане исключением: каждый год в столице РТ открывались все новые и новые заведения, СМИ пестрели разнообразной рекламой как массовых демократичных кафе, так и пафосных ресторанов. Однако кризис подкосил  отрасль общепита в числе первых. По итогам прошлого года посещаемость кафе и ресторанов в регионах страны, по данным Росстата, упала до 30%. Упала и выручка заведений. Это отразилось и на развитии казанского рынка общепита, который также просел на треть, а многие заведения балансируют на грани убыточности. О нынешнем положении дел в отрасли "БИЗНЕС Online" рассказали руководители двух крупных игроков на рынке общепита Казани – гендиректор ООО "Татинтер Ресторантс" Зуфар Гаязов и гендиректор ООО "Майдан" Мария Горшунова.

СТАВКА НА ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ

Согласно исследованиям социологических центров, с началом кризиса более половины россиян начали сразу экономить на всем, что не входило в список их первоочередных трат. В результате примерно 10% вообще отказались от общепита, а около 40% перебрались в более дешевые заведения. Из этого следует, что от кризиса больше всех пострадали рестораны премиум-класса.
По словам руководителя сети кафе "Сытый папа" (ООО "Майдан") Марии Горшуновой, "в случае с нашими предприятиями эти 30% оборота как раз и давали нам прибыль. Сейчас мы работаем практически "в ноль", с минимальной прибылью". Спад на треть констатирует и глава ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана, гендиректор ООО "Татинтер Ресторантс" Зуфар Гаязов: "Спад наблюдался действительно, значительный. В разных заведениях он колебался от 20 до 50 процентов. Так что общий спад на 30 процентов – наверное, объективная информация. Прежде всего, люди стали меньше ходить в дорогие рестораны, поэтому больше всего пострадали рестораны премиум-класса. Зато спад почти не коснулся или мало коснулся заведений фаст-фуда и фри-фло, а также недорогих кафе и столовых".
Таким образом, единственный, кто в этом ситуации будет чувствовать себя более-менее, сносно, – это фаст-фуд. Его доля уже сейчас составляет в России примерно треть от общего количества заведений общепита, а обслуживает он до 70% потребителей.

КРИЗИСУ ВОПРЕКИ

Интересно, что, несмотря на кризис, Татинтер Ресторантс, который является наиболее ярким игроком на рынке общепита в Казани, продолжает свою экспансию. "В прошлом году мы открыли заведение демократичного и быстроразвивающегося формата фри-фло. В этом году уже к 9 мая планируем открыть новое заведение. На первом этаже расположится кафе с суши-баром и пиццерией, на втором – ресторан, рассчитанный на средний класс и выше", - сказал Гаязов корреспонденту "БИЗНЕС Online". Кроме того, глава Татинтер ресторантс рассказал о том, что уже в конце февраля начнутся отделочные в Джаз-Кафе, который должен открыться в августе в доме-музее Василия Аксенова. Там же расположится и кафетерий в виде зимнего сада. По словам Гаязова, это будет вполне демократичное заведение, ориентированное, в том числе, и на студентов из близлежащих учебных заведений.

ГЛАВНОЕ - ВЫЖИТЬ

Многие рестораторы стараются удержаться на плаву, сокращая издержки. Если заведение платит еще и арендную плату, то многое здесь зависит от позиции арендодателя. Даже минимальная скидка по аренде может стать хорошим подспорьем. С этим мнением согласна и Мария Горшунова. "Мы пытались сокращать расходы. К примеру, ввели новую систему энергосбережения, но эта мера практически ни к чему не привела, так как все усилия перечеркнул рост тарифов на электроэнергию. Кроме того, пришлось немного сократить штат работников. Также удалось договориться о снижении арендной платы в тех заведениях, где мы являемся арендаторами. Это дало небольшое, но сокращение расходов", - говорит она.
По мнению главы ассоциации рестораторов Татарстана, резкого улучшения ситуации на рынке ждать не стоит. Однако при том, что январь и начало февраля – самые тяжелые месяцы, они не являются показательными для развития отрасли. В марте, с началом весны, наверняка, будет небольшой подъем, считает эксперт. Горшунова более скептически смотрит на перспективы отрасли: "Выживут те заведения, у которых есть большой запас прочности. В этом плане легче будет тем, кто ведет бизнес в своих, а не в арендованных помещениях, тем, кто  смог оптимизировать свой штат и у кого есть четко выстроенная концепция заведения и большая клиентская база. Думаю, что в этом году ситуация будет не лучше. Многие заведения и так работают на грани убыточности, а скоро и вовсе могут потерпеть крах".

Источник: www.business-gazeta.ru

Опубликовано:
01/03/2010

Рекомендуем

Новости партнеров

Группа компаний «TEATRO» в Томске модернизированы с помощью программных решений UCS

Дилеры Томска – компания «Компас-Т» осуществили комплексную автоматизацию самого популярного заведения в городе – «TEATRO», включающее в себя проекты, которые пользуются большой известностью
Новости партнеров

Природная вода серебряной чистоты

«Серябь» содержит жизненно важные микроэлементы и радует своим чистым, свежим вкусом и в праздники, и в будни
Новости партнеров

Шкафы шоковой заморозки HICOLD

HICOLD предлагает шкафы шоковой заморозки в исполнении на три,  пятьсемь, а также десять и четырнадцать уровней.
Новости партнеров

17 000 ресторанов используют iiko

Семнадцатая тысяча проектов автоматизации ресторанов была реализована всего за 2,5 месяца!
Новости

Бесконтактный контроль

Традиционные проверки дополняются новыми формами контроля
Новости

Этой весной Санкт-Петербург стал центром притяжения шеф-поваров со всей России

3 дня — 1214 участников — 65 экспертов — более 100 мастер-классов — 4 500 квадратных метров площади