Июль 2007

Гостиничный бум в Санкт-Петербурге привел к дефициту обслуживающего персонала

Потребность в сотрудниках отелей за три года вырастет на 50%, ожидают эксперты...

Гостиничный бум в Санкт-Петербурге привел к дефициту обслуживающего персонала

Потребность в сотрудниках отелей за три года вырастет на 50%, ожидают эксперты.
По данным кадрового холдинга «Анкор», на территории Санкт-Петербурга и области функционирует 351 отель, а общее количество мест в них — 19 103. По данным Colliers International, 46% приходится на отели «три звезды», отели эконом-класса занимают 33%, отели «четыре звезды» — 12%, а пятизвездные гостиницы — 9%. На конец июня 2007 года в городе существовал 41 инвестиционный проект по строительству и реконструкции гостиниц на 6042 номера, а число заявок под гостиничное развитие превышает 90.

В прошлом году в Петербурге открылось 19 гостиниц, до конца этого года может появиться еще пять. Активный рост гостиничного рынка начался два-три года назад, представитель девелоперской компании Caspian в Петербурге Роман Львов оценивает его в 10-15% в год.

К 2010 году количество гостиничных мест в Санкт-Петербурге достигнет 27 000, полагает Виктория Ташбаева, координатор проектов Ancor Hospitality по подбору гостиничного персонала кадрового холдинга «Анкор». Число занятых в гостиничной сфере, по оценке «Анкора», может вырасти на 50%. По оценке рекрутингового агентства Avanta Personnel, в отелях работает порядка 15 000 человек.

Чем выше класс отеля, тем больше сотрудников в нем должно быть. В отелях высшего класса на одного гостя должно приходиться в среднем три сотрудника, в отелях среднего класса это соотношение примерно один к одному. Ташбаева рассказывает о заказе на подбор персонала для отеля «четыре звезды» на 184 номера: «Штат гостиницы составил 192 сотрудника».

Найти кандидатов становится все сложнее. Отель «Амбассадор», открывшийся в 2005 году, практически сразу начал испытывать дефицит работников, рассказала начальник отдела кадров ООО «Амбассадор» Светлана Федосцева. Очень трудно найти, например, инженеров с высшим образованием — специалистов по вентиляции, отоплению, кондиционированию, жалуется она. «Анкор» относит к числу наиболее востребованных профессий повара, повара-кондитера, официанта, метрдотеля.

Гостиницам не хватает как топ-менеджеров, так и сотрудников на более низкие позиции — горничных, официантов, отмечает Львов. Особенность рынка гостиничного персонала — высокая текучесть кадров, которая, по его оценке, достигает 30%. А по данным Avanta Personnel, более 70% молодых специалистов уходят из отельного бизнеса после первого года работы. На уровне топ-менеджмента это объясняется нехваткой специалистов, новым гостиницам приходится переманивать менеджеров из уже существующих. На нижних позициях миграция связана с маленькой зарплатой, высокими нагрузками и стрессами, говорит Львов.

По данным «Анкора», зарплата горничной, официанта и швейцара — 10 000-12 000 руб. Сотрудники ресепшен получают до 18 000 руб., менеджер ресторана — от 26 000 руб. По оценке бывшего гендиректора ЗАО «Отель Европа» Андрея Микешина, за последние годы зарплата всех работников гостиничного бизнеса росла в среднем на 15-20% в год, и эти темпы могут сохраниться.

«Повышение заработных плат в отрасли неизбежно, ведь развивается не только гостиничный сектор, но и другие отрасли, конкурирующие с гостиницами за персонал», - согласна Ташбаева. По ее словам, серьезную конкуренцию гостиницам составляют рестораны, которые предъявляют более низкие требования при более гибком графике работы и более высокой оплате труда. «Недавно к нам обратился один из отелей с поиском 10 официантов со знанием английского языка и знанием ряда стандартов этикета и обслуживания. Когда мы рассчитали совокупный месячный доход данных сотрудников с учетом всех потенциальных чаевых, то он оказался намного ниже, чем, например, доход официанта без знания языков в сети кофеен», — рассказывает она.

«Специалистов службы приема и размещения часто приглашают на административные позиции в крупные компании, в результате их зарплата повышается в два-три раза», — добавляет Ольга Любимова, рекрутер компании Avanta Personnel.

Львов прогнозирует рост зарплат только высшего менеджмента, поскольку проблема дефицита здесь стоит наиболее остро. А вот зарплата обслуживающего персонала вряд ли будет увеличиваться. «Пока есть возможность экономить, на них будут экономить», — констатирует он. Эксперт сомневается, что открывающиеся отели будут востребованы. «Их владельцы недополучат запланированные доходы, так что денег на повышение зарплат не будет», -  рассуждает Львов.

Дефицит персонала привел к снижению требований, на низшие позиции гостиницы готовы набирать необученных людей. «Официантам, горничным требуется минимальное образование, достаточно, например, колледжа», — считает Микешин. Несколько лет назад отели выбирали среди кандидатов на базовые позиции людей, имеющих опыт работы в гостиничном бизнесе, вспоминает Любимова, а сегодня они все чаще привлекают людей без опыта, но готовых учиться.

В России, в отличие от Европы, система учебных заведений, которые готовят специалистов гостиничного бизнеса, отсутствует, и отели вынуждены заниматься этим самостоятельно, говорит директор по коммуникациям сети компании Rezidor Hotel Group Сандра Димитрович. В каждом отеле компании Rezidor работает тренинг-менеджер, ответственный за обучение персонала. Кроме того, группа опытных тренеров, так называемая task-force, на несколько месяцев приезжает в отель и обучает персонал непосредственно на рабочем месте, рассказывает она.

Дефицит рабочей силы пока не повысил спрос на услуги рекрутеров. Пока ими пользуются лишь отели уровня четырех-пяти звезд, а 70-80% гостиниц используют прямую рекламу и нанимают менеджеров по персоналу, замечает Львов. Массовый набор сотрудников, к которым не выдвигается специальных требований, проще и дешевле поручить внутренней структуре, добавляет он.

Источник: Ведомости

Опубликовано:
19/07/2007

Рекомендуем

Новости

Международная выставка ПИР Экспо отмечает юбилей

PIR Expo Russian Hospitality Week с 9 по 12 октября 2017 года,  выставочный комплекс «Крокус Экспо»
Новости

Око за око

Сенатор Алексей Пушков предложил ввести санитарные санкции против McDonald's
Новости партнеров

iiko помогает избегать кассовых разрывов

Вскоре увидит свет новая версия iiko 5.4, и мы решили приоткрыть завесу тайны над одной из новинок этого релиза
Новости партнеров

Седьмая бургерная #FARШ открывается на iiko. Всем гостям – подарки!

18 августа в Москве открывается седьмая по счету бургерная #FARШ. Новый ресторан находится в БЦ «Белые сады» на Лесной, 9. Первые три дня работы заведения пройдут под лозунгом “ЗаFARШируем подарками” – те, кто придет в ресторан в эти дни, получат подарки!