Октябрь 2009

Есть или не есть: качество петербургского общепита

Деятельность большинства заведений общественного питания Санкт-Петербурга не соответствует санитарному законодательству. Такой вывод можно сделать, анализируя данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты...

Есть или не есть: качество петербургского общепита

Деятельность большинства заведений общественного питания Санкт-Петербурга не соответствует санитарному законодательству. Такой вывод можно сделать, анализируя данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Петербургу, которая за 8 месяцев 2009 года проверила 1256 предприятий общественного питания. Нарушения санитарного законодательства  и прав потребителей установлены на 1005 объектах, а это  80% рынка общественного питания города.
Такое положение вещей не может не настораживать,  ведь каждый из нас так или иначе "пользуется" общепитом, отправляясь, например, на бизнес-ланч с коллегами или выпить кофе вечером с друзьями.
Разобраться в сложившийся ситуации корреспонденту "Санкт-Петербург.ру" помогла  начальник отдела надзора за  питанием населения городского управления  Роспотребнадзора   Галина Дмитриева.
Начнем с того, что наибольший процент правонарушений в сфере общепита составляет несоблюдение сроков прохождения медицинских осмотров работников, нарушение условий хранения продуктов и неудовлетворительное санитарное содержание помещений. Все это, в свою очередь, ведет к возникновению массовых заболеваний среди посетителей заведений общественного питания. Так, с начала этого года зарегистрировано уже пять массовых случаев острых кишечных инфекций, число пострадавших достигло 90 человек.
Приведем пример этого лета, когда  в Петербурге отравилась группа самарских школьников. Диагноз "острый гастроэнтероколит" был подтвержден у 15 из 22 заболевших. Причиной заболеваний стали нарушения в работе одного из объектов сети общественного питания, а также несоблюдение персоналом личной гигиены. Огласку в СМИ получил и случай, когда в августе этого года отравились  26 граждан Китая. По итогам расследования специалисты пришли к выводу, что туристы отравились в китайских ресторанах, где они организованно питались. В работе общепита найдены грубые нарушения санитарных правил, закрыты два ресторана.
Контроль над ситуацией на рынке общественного питания ведется постоянно. Роспотребнадзор регулярно проверяет предприятия общественного питания. При этом плановые проверки надзорное ведомство имеет право проводить не чаще, чем один раз в три года. Внеплановые проверки - в любое время при поступлении жалоб потребителей на нарушение их прав, а также при получении информации, представляющей угрозу жизни и здоровью граждан.
План проведения  проверок на 2009 год опубликован на сайте управления Роспотребнадзора. по Санкт-Петербургу. План проведения  проверок на 2010 год еще будет согласовываться с прокуратурой и впоследствии появится  на сайтах обоих ведомств.
О времени проверки кафе или ресторан предупреждают за трое суток. "К сожалению, несмотря на это, мы все равно видим большое число нарушений", - отметила Галина Дмитриева.
Если в Роспотребнадзор направляются жалобы, связанные с угрозой жизни населения, то подобные заявления направляются в прокуратуру, которая согласовывает выход на внеплановую проверку. Если обращение связано с нарушением прав потребителя, то  Роспотребнадзор действует без согласования с прокуратурой. В любом случае, заведение общепита также ставится в известность о проверке.
"Раньше мы могли прийти в любое время, не ставя в известность. Но с 1 мая 2009 года закон изменился. Мы обязаны предупреждать о проверке", - объясняет эксперт.
При выявленных нарушениях предприятие штрафуют или приостанавливают его деятельность, а иногда и то, и другое вместе.
Получается, проверки проходят регулярно, организации штрафуются. Возникает вопрос, почему же положительная динамика все-таки отсутствует? По мнению Галины Дмитриевой, все  дело в небольших штрафах, предусмотренных законом, в низкой ответственности предпринимателей и редких проверках, о которых необходимо предупреждать заранее.
"Если за рубежом выявляют нарушения, подобные нашим, то заведение, выплатив штрафы, зачастую становится банкротом. У нас же, выплатив небольшую сумму, предприятия продолжают нарушать нормы", - отмечает представитель Роспотребнадзора.
По ее словам, раньше проверки можно было проводить в любое время и с любой частотой, но сейчас надзорные службы имеют право проверять предприятия не чаще одного раза в три года. В случае, когда через три года компания меняет юридическое лицо,  счет "раз в три года" начинается заново.
"Если государственный контроль уменьшается, то должен повышаться контроль со стороны предпринимателя, но практика показывает, что этого не происходит", - говорит Галина Дмитриева.
Возможно, в Санкт-Петербурге заведениям общепита  слишком сложно соблюдать  все нормы и у них просто нет другого выхода, кроме как постоянно платить штрафы?
По словам генерального директор Ассоциации предприятий общественного питания Константина Белого, действующие сегодня в России санитарные нормы в несколько раз жестче, чем европейские.
"Я бываю в зарубежных странах, знакомлюсь с производством коллег - нигде нет таких непримиримых требований. У нас ресторанная сфера очень детально и даже избыточно регламентирована, для каждой операции на кухне предусмотрено наличие отдельного цеха (отдельное помещение должно быть даже для мойки яиц), в наличии постоянно должно быть огромное количество документации. В реальных условиях выполнить все требования просто невозможно", - считает Константин Белый.
Он также добавил, что в центре города возникает проблема с помещениями, во-первых, очень дорогими для аренды, а во-вторых, большей частью  -  историческими, перепланировка в которых под нужды общепита или запрещена, или занимает срок до 3 лет. Будучи поставленным в такие условия, ресторатор все равно должен найти возможность существовать и обслуживать гостей на должном уровне.
У Галины Дмитриевой на это другое мнение: "Не тяжело. Все нормы и правила прописаны, их только нужно исполнить. В помощь  для владельцев кафе и ресторанов проводятся обучающие семинары. Предприниматели должны организовывать работу таким образом, чтобы их сотрудники соблюдали санитарные требования, а не учить, как уйти  от государственного контроля".
С ней согласился директор по качеству крупной петербургской сети общественного питания: "Выполнять правила реально. Я считаю, что проблема в российском менталитете, в низкой ответственности предпринимателей перед потребителями. Если предприниматель видит, что определенное помещение в центре города нельзя оборудовать в соответствии со всеми нормами, зачем тогда арендует его для создания кафе?",- считает он.
Проблемы обозначены. Есть ли выход из сложившейся ситуации?
По мнению Галины Дмитриевой, выход есть - это закон: "Решение проблемы - это изменение закона об административной ответственности. Но инициатива должна исходить от общественных организаций,  самих потребителей.  Мы как орган государственного контроля постоянно поднимаем эти вопросы, но пока государство решает по-другому".
Приведем и мнение представителя сети общественного питания: "Большинство петербургских предпринимателей, которые владеют кафе или ресторанами, пока  не вышли на такой уровень, чтобы самостоятельно организовать и контролировать свой бизнес. Соответственно, настоящий контроль должен быть усилен и обязательно находиться в одних руках. Зачастую выполнение санитарных норм проверяет не только Роспотребнадзор, но и ОБЭП, налоговая и даже  районная милиция, которая ищет нелегальных мигрантов, а попутно проверяет сроки годности продуктов. Лучше, чтобы проверяющий орган санитарных правил все-таки был один".
Также, по его словам, штрафы за несоблюдение норм пересматривать не нужно. "Штрафы за несоблюдение санитарных норм большие. Нам действительно легче соблюдать требования, чем  постоянно выплачивать штрафы",- добавил он.
Получается,  наличие проблем, связанных с качеством на рынке общественного питания Петербурга признают и Роспотребнадзор, и Ассоциация предприятий общественного питания, и  рестораторы, и сами потребители. А выход из  сложившейся ситуации так или иначе связан с изменениями на законодательном уровне. Поэтому мы обращаемся к депутатам Законодательного собрания Петербурга с просьбой не оставлять  без внимания  сферу общественного питания и принять конструктивное решение с учетом мнения всех заинтересованных сторон, к которым как потребители относятся и  сами законодатели.
 
Источник: Ирина РОЖКОВА, www.saint-petersburg.ru

Опубликовано:
27/10/2009

Рекомендуем

Новости партнеров

Компания RESTERRA представляет новинку

Бокалы SUBLYM от французского бренда Chef&Sommelier
Новости партнеров

Профессиональные видеопанели для кафе и ресторанов

Компания Interactive Multimedia Solutions начала продажу профессиональных видеопанелей Hyundai с ультратонкой рамкой (0,9 мм) для еще большего привлечения внимания посетителей кафе и ресторанов
Новости партнеров

Вышла новая версия iiko с поддержкой 54-ФЗ

Рестораторы, использующие для управления своим бизнесом iiko, теперь могут установить «облачные» кассы, соответствующие требованиям 54-ФЗ
Новости

Конгресс лучших

Репортаж с Первого всероссийского конгресса рестораторов «Топ-100»
Новости партнеров

Новинка. StoreHouse_5 – новая версия программы складского учета

Компания UCS выпустила StoreHouse_5 – новую версию системы, отвечающую за учет сырья и документооборот в заведениях общественного питания
Новости партнеров

Клиенты iiko переходят на новые «облачные» кассы

Первое заведение сети, в котором установлена кассовая техника, соответствующая федеральному закону № 54-ФЗ