Июнь 2010

Давайте по-быстрому

Крупнейшая сеть быстрого питания «Макдоналдс» заявила о том, что в течение 2010 года планирует открыть два ресторана в Магнитогорске (Челябинская область): с администрацией уже согласовывается их расположение. Местные игроки паникуют: американский конкурент отберет у них клиентов...

Давайте по-быстрому

Кризис не принес на рынок общепита качественных изменений. Они произойдут, когда потребитель станет более требовательным.
Крупнейшая сеть быстрого питания «Макдоналдс» заявила о том, что в течение 2010 года планирует открыть два ресторана в Магнитогорске (Челябинская область): с администрацией уже согласовывается их расположение. Местные игроки паникуют: американский конкурент отберет у них клиентов.
Интерес игроков к рынку фаст-фуда логичен: население оптимизировало расходы на услуги непервой необходимости и теперь предпочитает пафосным ресторанам заведения попроще. Компании, работающие в других форматах, повлиять на ситуацию не могут: их удел - ждать восстановления спроса.

На бутербродах
Если с 2005 по 2008 год оборот рынка общественного питания в России рос в среднем на 13% ежегодно, то в 2009 году, по данным Росстата, он сократился на 13,5% (с 815 до 705 млрд рублей). На территории Урала и Западной Сибири лидеры падения - севера: Тюменская область (минус 20%), Югра (минус 27,5%) и ЯНАО (минус 32,5%). Незначительный рост зафиксирован только в Пермском крае - 2,7%.
Общепит просел втрое серьезней рынка платных услуг в целом: в федеральном разрезе в 2009 году его объем уменьшился на 4,3% (с 4,6 до 4,4 трлн рублей). Больше всего пострадали дорогие рестораны: по оценке компании «Бизнес Аналитика», в 2009 году в среднем по России они потеряли 37% выручки. В плюсе только фаст-фуд - 10,5%.
- Смещение спроса в пользу низких и средних ценовых предложений ожидаемо, - поясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - Наиболее устойчивое положение сегодня занимают демократичные концепции: сектор быстрого/уличного питания и рестораны среднего ценового сегмента. Компаниям, оперирующим в этих форматах, удалось сохранить показатели, а лидеры рынка вовсе продемонстрировали рост и продолжили развиваться.
По данным «Бизнес Аналитики», количество недорогих ресторанов в 2009 году по сравнению с 2008-м в целом по стране увеличилось на 2,2%, заведений фаст-фуда - на 2,5%, кофеен - на 4,2%. Кафе и закусочных стало меньше на 3% (специалисты связывают это с закрытием казино и залов игровых автоматов), ресторанов высокой кухни - на 0,4%.
Полноценная региональная статистика отсутствует, однако в администрации Екатеринбурга сообщили, что в 2009 году по сравнению с 2008-м количество заведений быстрого обслуживания выросло на 6%, кафе и закусочных - на 10%, ресторанов - на 13%, баров - на 25%. Средний темп роста соответствует 2008 году. Причина - рынок общепита далек от насыщения.
В кризис наиболее стабильным оказалось положение сетевых игроков. «Сети кафе и закусочных снижения выручки не заметили, а у одиночных оно составило 23%, - констатирует руководитель отдела компании «Бизнес Аналитика» по работе с HoReCa Алексей Раннев. - Это объясняется несколькими причинами: крупные компании охотнее кредитуют, у них есть возможность «продавливать» поставщиков, добиваясь более низких закупочных цен. Добавим сюда известность брендов и более профессиональный, по сравнению с независимыми компаниями, менеджмент».
«Еще одна причина стабильности сетей - использование франчайзинга. Так, за кризисный 2009 год в УрФО заработали семь наших новых ресторанов: четыре в Челябинске, по одному в Магнитогорске, Тюмени и Екатеринбурге», - рассказала директор по стратегическому развитию бизнеса компании Subway в России Татьяна Богомякова.
 
Путь к желудку
Стабильное финансовое положение сетевых компаний позволяет им расширяться и сейчас. В 2010 году «Макдоналдс» хочет запустить в России 40 заведений (сколько из них в регионах не уточняется). А тот же Subway до 2015 года планирует открыть тысячу фаст-фудов по стране, из которых 80 - 100 на Урале. Объем инвестиций в каждую точку - около 10 - 15 млн рублей.
Появление многочисленных независимых игроков в 2010 году вряд ли возможно. Бизнесменам не стоит рассчитывать и на то, что им удастся попасть на фуд-корты в торговых центрах. Во-первых, большинство из них уже заполнено, а новые ТЦ почти не строятся. Во-вторых, к выбору арендаторов центры подходят очень внимательно. Управляющая ТЦ «Мега» (Екатеринбург) Лилия Ненашева: «Для нас важно предложить покупателям разнообразные кухни, обеспечить стабильное высокое качество и широкий ассортимент. Существенную роль играет и узнаваемость бренда».
Большинство работающих сегодня предприятий общепита ощущают сокращение количества клиентов. В ближайшей перспективе попытки их вернуть бесполезны.
- Если до кризиса в вашем кафе питались сотрудники из соседних офисов, а теперь они носят еду из дома, то вернуть их не удастся никакими усилиями, - говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов. - Появятся деньги - придут сами.

Источник: www.expert-ural.com

Опубликовано:
21/06/2010

Рекомендуем

Новости партнеров

Группа компаний «TEATRO» в Томске модернизированы с помощью программных решений UCS

Дилеры Томска – компания «Компас-Т» осуществили комплексную автоматизацию самого популярного заведения в городе – «TEATRO», включающее в себя проекты, которые пользуются большой известностью
Новости партнеров

Природная вода серебряной чистоты

«Серябь» содержит жизненно важные микроэлементы и радует своим чистым, свежим вкусом и в праздники, и в будни
Новости партнеров

Шкафы шоковой заморозки HICOLD

HICOLD предлагает шкафы шоковой заморозки в исполнении на три,  пятьсемь, а также десять и четырнадцать уровней.
Новости партнеров

17 000 ресторанов используют iiko

Семнадцатая тысяча проектов автоматизации ресторанов была реализована всего за 2,5 месяца!
Новости

Бесконтактный контроль

Традиционные проверки дополняются новыми формами контроля
Новости

Этой весной Санкт-Петербург стал центром притяжения шеф-поваров со всей России

3 дня — 1214 участников — 65 экспертов — более 100 мастер-классов — 4 500 квадратных метров площади