мнение |  Февраль 2016

О честном пиаре и мошенничестве на доверии

Олег Назаров размышляет о тесном мирке ресторанных обозревателей

О честном пиаре и мошенничестве на доверии
Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов

В мае прошлого года в Москву приехали мои друзья из Краснодара и попросили показать им несколько хороших столичных мест. Особенно их интересовало кафе «С…»: «Туда, мы читали, очередь стоит круглосуточно. Обязательно надо попасть!».

 

И мы пошли в это «С…». Не среди ночи, конечно, а где-то в полдень.

 

Очередь у входа действительно наблюдалась, человек десять. Мы постояли в ней минут пятнадцать, зашли. Нам выдали меню. Мы выбрали блюда и стали оглядываться. Публика, негламурная, но с «претензией», занимала все помещение. В ожидании, пока к нам подойдет официант, я пошел взглянуть на второй этаж. И там был занят всего один столик!.. То есть заведение специально создавало очередь, дабы подчеркнуть свою востребованность. Хотя реально было полупустым.

Формула успеха ресторанов: мода или постоянные гости?

«Ну что ж, нормальный маркетинговый ход», — подумал я, спускаясь на первый этаж. А тут выяснилось, что за полчаса ожидания официант к нам так и не подошел. Мы плюнули и ушли из модного, хитро сделанного места.

 

А совсем недавно уже московские друзья пригласили меня пообедать в ресторан «В…». Но только за неделю попросили зафиксировать точное время нашей встречи: «Там все места заказаны на много дней вперед! Без предварительной резервации за несколько дней мест не найти!».


Мы встретились в ресторане в два часа дня, часа полтора потратили на обед. В начале нашей трапезы мест действительно почти не было. Но к половине четвертого ресторан освободился. Мы оставались до пяти с хвостиком — зал был пустым. И никаких резерваций на столах.

 

И опять в голове стали мелькать мысли, только уже с развитием: «Ну да, создавая иллюзию востребованности, владельцы заведения разжигают ажиотаж у своей целевой аудитории. Это чистый маркетинг. Но зачем же врут авторы рецензий? По идее, им следовало бы, наоборот, подсказать потенциальным гостям, когда в ресторане имеются свободные места, а не вводить почтенную публику в заблуждение!»

Ваш ресторан ругают в интернете: что делать?

Нет-нет, только не подумайте, что я осуждаю рестораторов, взявших за манеру раскручивать свои заведения путем создания имиджа «перевостребованности».

 

Меня другое задевает — позиция той самой группки столичных ресторанных обозревателей, которые, вместо того чтобы доносить до своих читателей, конечных потребителей ресторанного продукта, информацию, пусть и окрашенную в тона субъективного восприятия, но достоверную, просто голимо пиарят то или иное заведение, бесстыже обманывая публику и навязывая ложное представление о месте... Никто не мешает людям кого-то пиарить — это почетная профессия, — но пусть делают это открыто! А то, чем они занимаются, именуется мошенничеством на доверии.


Впрочем, не будем демонизировать несчастных ресторанных критиков. Если б они за деньги нас дезинформировали, за честные тридцать сребреников! Увы. Делают это просто из дружбы с рестораторами, которые их угощают, приглашают на дегустации и открытия, к праздникам презентуют сертификаты на бесплатные обеды…

 

Ну и из корпоративной солидарности, разумеется, что, на мой взгляд, самое поганое.

 

Если кто кого похвалил, то и все остальные сразу же включаются. Потому что коллега завтра попросит за «своего» — и ему тоже нужно будет помочь. Не случайно все эти люди активно постят в Facebook общие фотки и постоянно лайкают друг друга.


Опубликовано:
05/02/2016

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3