О честном пиаре и мошенничестве на доверии
Олег Назаров размышляет о тесном мирке ресторанных обозревателей
В мае прошлого года в Москву приехали мои друзья из Краснодара и попросили показать им несколько хороших столичных мест. Особенно их интересовало кафе «С…»: «Туда, мы читали, очередь стоит круглосуточно. Обязательно надо попасть!».
И мы пошли в это «С…». Не среди ночи, конечно, а где-то в полдень.
Очередь у входа действительно наблюдалась, человек десять. Мы постояли в ней минут пятнадцать, зашли. Нам выдали меню. Мы выбрали блюда и стали оглядываться. Публика, негламурная, но с «претензией», занимала все помещение. В ожидании, пока к нам подойдет официант, я пошел взглянуть на второй этаж. И там был занят всего один столик!.. То есть заведение специально создавало очередь, дабы подчеркнуть свою востребованность. Хотя реально было полупустым.
Формула успеха ресторанов: мода или постоянные гости?
«Ну что ж, нормальный маркетинговый ход», — подумал я, спускаясь на первый этаж. А тут выяснилось, что за полчаса ожидания официант к нам так и не подошел. Мы плюнули и ушли из модного, хитро сделанного места.
А совсем недавно уже московские друзья пригласили меня пообедать в ресторан «В…». Но только за неделю попросили зафиксировать точное время нашей встречи: «Там все места заказаны на много дней вперед! Без предварительной резервации за несколько дней мест не найти!».
Мы встретились в ресторане в два часа дня, часа полтора потратили на обед. В начале нашей трапезы мест действительно почти не было. Но к половине четвертого ресторан освободился. Мы оставались до пяти с хвостиком — зал был пустым. И никаких резерваций на столах.
И опять в голове стали мелькать мысли, только уже с развитием: «Ну да, создавая иллюзию востребованности, владельцы заведения разжигают ажиотаж у своей целевой аудитории. Это чистый маркетинг. Но зачем же врут авторы рецензий? По идее, им следовало бы, наоборот, подсказать потенциальным гостям, когда в ресторане имеются свободные места, а не вводить почтенную публику в заблуждение!»
Ваш ресторан ругают в интернете: что делать?
Нет-нет, только не подумайте, что я осуждаю рестораторов, взявших за манеру раскручивать свои заведения путем создания имиджа «перевостребованности».
Меня другое задевает — позиция той самой группки столичных ресторанных обозревателей, которые, вместо того чтобы доносить до своих читателей, конечных потребителей ресторанного продукта, информацию, пусть и окрашенную в тона субъективного восприятия, но достоверную, просто голимо пиарят то или иное заведение, бесстыже обманывая публику и навязывая ложное представление о месте... Никто не мешает людям кого-то пиарить — это почетная профессия, — но пусть делают это открыто! А то, чем они занимаются, именуется мошенничеством на доверии.
Впрочем, не будем демонизировать несчастных ресторанных критиков. Если б они за деньги нас дезинформировали, за честные тридцать сребреников! Увы. Делают это просто из дружбы с рестораторами, которые их угощают, приглашают на дегустации и открытия, к праздникам презентуют сертификаты на бесплатные обеды…
Ну и из корпоративной солидарности, разумеется, что, на мой взгляд, самое поганое.
Если кто кого похвалил, то и все остальные сразу же включаются. Потому что коллега завтра попросит за «своего» — и ему тоже нужно будет помочь. Не случайно все эти люди активно постят в Facebook общие фотки и постоянно лайкают друг друга.
05/02/2016