рынок кофеен |  Апрель 2016

Каким должен быть формат современной кофейни, чтобы не прогореть

Личный опыт Дмитрия Кузина, создателя кофейных проектов в Нижнем Новгороде

Каким должен быть формат современной кофейни, чтобы не прогореть

Дмитрий Кузин
создатель кофейных проектов Coffee Hostel и «Городская кофейня 42» в Нижнем Новгороде 

 

 


БИТВА С ГОСТЕМ 

 

Классическому гостю кофейни нужно одно — возможность тихо посидеть с компьютером и желательно ничего не заказывать. Таким образом, он входит в противоречие с интересами самой кофейни, потому что занимает место, а прибыли с него никакой. Что с этим делать?

 

Скорее всего, ничего, потому что кофейня позиционируется как общественный культурно-информационный центр, то есть третье место между офисом и домом, где можно сидеть, отдыхать, общаться или просто тупить в компьютер.

 

И, создавая кофейню, надо понимать, что именно эта ее функция будет востребована сильнее всего. Соответственно, делать кофейню на два-три столика неразумно.

 

По моему опыту, в кофейне должно быть не меньше 40–50 посадочных мест, из которых половина — столики на двоих, а остальные — на троих и на четверых. Возможно, еще нужен один большой стол — на 8–10 человек для компаний.

 

А чтобы стимулировать посетителей делать заказы, имеет смысл нанять официантов. Как, например, в «Кофемании». Гость будет себя чувствовать психологически некомфортно, если к нему несколько раз подойдет официант с предложением сделать заказ. Человеку невольно придется что-то заказывать.

 

Другой вариант — почасовая оплата. Некая комбинация кофейни с антикафе. Тариф — условно 2 рубля в минуту.

Три лайфхака для кофейного стартапа

 

КОФЕ ВТОРИЧЕН 

 

Формат классической кофейни, где только кофе и самый минимум сладкого, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга не выживает.

 

Российская аудитория воспринимает кофейню как кафе с хорошим кофе.

 

И даже если сделать кофейню с хорошим кофе и кондитеркой, то ее тоже будут воспринимать не как кофейню, а как кондитерскую с хорошим кофе. За пределами Москвы функция кофе не главенствующая, а дополняющая. В столице ситуация иная — тут есть яркие бренды типа Double B, которые за счет брендинга создают вокруг себя аудиторию приверженцев хорошего кофе.

 

Но средний потребитель, который пьет кофе каждый день, вероятнее всего, не понимает разницы между обычным кофе, кофе коммерческим, кофе спешелти и странами произрастания. В лучшем случае он знает, что есть арабика и рабуста. И ему по большому счету наплевать, заваривают ему Кению, Эфиопию или Бразилию. Человеку важно, чтобы было вкусно.

 

И тут мы вступаем на территорию Double B: работая только с хорошим кофе, ты не настаиваешь, чтобы потребитель пил только хороший кофе, но ты даешь ему попробовать.

 

Хотя опять же средний потребитель закажет капучино, а не черный кофе, поэтому нюансы вкуса, которые получаются при разных сортах и разных способах заваривания, он не почувствует. Но он почувствует вкусно — невкусно.

Как открыть кафе и не прогореть

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 

 

В Москве количество приверженцев бренда с хорошим кофе достаточно велико. Поэтому, размещая кофейню даже не рядом с метро, не в трафиковом месте, можно неплохо зарабатывать, жить и развиваться. В Москве капучино за 250 рублей народ воспримет нормально: это вкусный капучино, я готов за него столько заплатить.

 

В Нижнем Новгороде продать вкусный капучино за 250 рублей невозможно, точнее возможно, но очень ограниченному кругу гостей. И опыт той же Double B это показал: они открылись по франшизе в Нижнем и вскоре закрылись. У нас не хватает аудитории, которая готова переплачивать за вкусный кофе, но разницу во вкусе люди чувствуют.

 

Цена чашки кофе зависит от частоты потребления. В Европе кофе пьют много и часто. В России не так.

 

Через полгода работы нашей кофейни я проанализировал статистику, сколько чашек кофе мы продаем в день. Получилось 70. Это очень мало.

 

Но надо понимать, что это кофейня, специализированное место, что, безусловно, влияет на цену чашки кофе. Мы расположены на самой трафиковой улице, цена аренды за квадратный метр — 3000 рублей. Вполне сравнимо с московскими ценами.

Открытие кофейни: чек-лист 

 

ЧЕГО ЖДЕТ ГОСТЬ ОТ КОФЕЙНИ

 

Большинство наших гостей не забегают к нам на чашку кофе. В Европе бы забегали, у нас — нет. Они приходят специально, семьями, с детьми, по выходным и праздникам.

 

В России не воспринимают чашку кофе или чая как возможность остановиться, отдохнуть, посмотреть по сторонам. Нет этой культуры. Отсюда низкие объемы продаж и в среднем высокая цена чашки кофе/чая. Поход в кофейню как в ресторан для большинства людей по-прежнему не рядовое событие, не повседневный стиль жизни.

 

И это еще одна проблема, по крайней мере в регионах: определенная часть аудитории, довольно большая, приходит в кофейню с ожиданиями ресторана. При этом они видят, что ни по ценам, ни по обстановке, ни по меню сама кофейня совсем не претендует называться рестораном, но оценивают ее именно с этой точки зрения. И их не перевоспитать.

 

Какой выход? Наращивать ту часть аудитории, которая понимает формат кофейни как места общения с обязанностью потребления: тебе не просто предоставили столик, надо что-то выпить и съесть.

Чего сегодня хочет гость кофеен?

 

КОФЕ ПЛЮС

 

Изначально мы позиционировались как городская кофейня. Хотелось оставить в названии слово «кофейня», но сказать публике, что мы не только про кофе. Потому что, когда люди видят название «Кофейня», проходят мимо — думают, что там только кофе. И это вот реальная проблема, ментальная, которая существует в провинции.

 

У нас 40% от продаж приходится на кофе, 15% на чай и другие напитки, 32% в последние два месяца составляет продажа еды (раньше было 40%), 12–13% — кондитерка. В идеале мы хотим, чтобы напитки плюс кондитерка занимали в структуре продаж 80%, но для этого нужно нарастить аудиторию.

Топ-10 трендов на рынке кофе и кофеен 

    

КОРМИТЬ ЗАВТРАКАМИ 

 

Есть прописные истины в ресторанном бизнесе, подтвержденные практикой. Первая — цена на десерт может быть любой: повышай, насколько наглости хватит. Если кусок торта по вкусу «вау», то ни его цена, ни размер значения не имеют — будут покупать.

 

Вторая истина заключается в том, что вне кофейных и чайных стоимость чая и кофе тоже не имеет значения. В ресторане можно продавать чашечку американо хоть за 300 рублей, и продажи не снизятся. Более того, если американо будет хороший, то есть вероятность, что его продажи повысятся. То же самое в Нижнем Новгороде с завтраками.

Завтраки в ресторане: идеи от 5 шеф-поваров 

У нас в заведении завтраки — самая дорогая часть меню. Вводя в феврале новое меню, я заложил в завтраки самую высокую маржинальность. Если по основному меню средний фудкост сейчас около 50%, то на завтраки приходится 25%.

 

Феномен в том, что завтраки не только не упали в продажах, но даже выросли. В самом дорогом ресторане русской кухни каша стоит 95 рублей, у нас — 120. И я подозреваю, что у нас продажи лучше, чем в этом ресторане.

 

Конечно, сейчас, исходя из объемов продаж, я буду повышать цены. Но не сплошняком, а по отдельным позициям. На сэндвичи я и так уже поднял цену со 150 до 170 рублей. Для Москвы это смешно, но это реалии нижегородского рынка.

 

Кстати, есть вероятность, что моя кофейня как концепция скоро переедет в Москву. 



Опубликовано:
25/04/2016

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3