кухня |  Октябрь 2017

Как открыть ресторан узбекской кухни

Нюансы адаптации концепции национального заведения к требованиям рынка

Как открыть ресторан узбекской кухни

О том, стоит ли придерживаться стопроцентной аутентичности при открытии национального заведения или, наоборот, необходимо максимально адаптировать концепцию к требованиям рынка, рассказывает Тимур Абдуллаев, ресторатор, руководитель Академии ресторанного бизнеса Узбекистана, основатель ресторана «Самарканд» в Праге и других заведений узбекской кухни в Киеве, Ташкенте и других городах.


restoran-uzbekskoi-kukhni_text.jpg


Когда в 2012 году мы с партнерами открывали ресторан «Самарканд» в Праге, нам хотелось не просто сделать бизнес, а создать проект, который стал бы объектом узбекской культуры за рубежом. Ресторан был на 99% узбекским и располагался в живописнейшем месте с огромной проходимостью. Казалось, мы предусмотрели все. Но возникла первая проблема: в один момент чешское посольство решило, что наши узбекские повара не могут находиться в Чехии на долгосрочных условиях.

Когда отказали поварам, инвесторы схватились за голову. Деньги были вложены, ремонт закончен, и, что самое главное, этот ресторан уже нельзя было переделать под другую концепцию: арабское или турецкое заведение не получилось бы. Тогда мы подняли всю узбекскую диаспору в Праге и близлежащих городах. Нашли людей, которых, конечно, тольк условно можно назвать поварами и которые готовили в Праге не плов, а нечто, похожее на рисовую кашу.

Но на мои справедливые на первый взгляд возмущения о качестве блюда в их интерпретации тогда ответили: «Люди здесь не будут есть оригинальный узбекский плов, для них он очень непривычный и жирный...»

1.  ПРАВИЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ

Первое, с чем сталкиваются многие рестораны узбекской кухни за пределами Узбекистана, это сложность подбора нужных ингредиентов.

К примеру, в Узбекистане есть курдючные бараны — вкусные, сочные. Часть курдюка, которую мы называем думба, нарезаем кубиками и обжариваем при накаливании казана. Получается что-то вроде шкварок. Их подают с тонко нарезанным луком и лепешками, и эта закуска становится любимой и популярной даже у тех, кто пробует ее впервые. Пражские бараны — хвостатые и, как оказалось, совсем невкусные. На вид мясо было красивым, но в процессе приготовления получалось далеким от идеала. То же самое и с рисом. Пока была возможность, мы прямыми рейсами возили рис мешками.

2.  ПОНИМАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА

Я консультировал рестораторов по проектам заведений узбекской кухни в Ташкенте, Праге, Киеве, Алма-Ате и других городах. Могу с уверенностью сказать, что большое значение имеет менталитет людей, проживающих в том регионе, где открывается ресторан узбекской кухни.

Часто гости не чувствуют разницы между настоящим и адаптированным пловом. Мы провели фокус-группу со слепыми дегустациями. Большинство выбрали тот плов, который настоящий узбек никогда бы не стал есть. Тогда-то мы и перестали переживать на эту тему. Хотите адаптированный плов — пожалуйста.

Сибирская кухня — против природы не пойдешь

3.  АУТЕНТИЧНОСТЬ В МЕРУ

Если рынок не готов принять аутентичный продукт, не нужно биться головой об стену. Да, можно сделать абсолютно правильное национальное блюдо, но не всегда это нужно. Если у предпринимателя, вложившего деньги, стоит задача приучать гостей к чему-то новому, то у него должен быть достаточный запас «жира» (финансовых отложений) и много терпения, чтобы держать даже убыточный продукт на плаву. Это больше хобби, чем бизнес. Главное — не сорваться и не отойти от намеченной цели и концепции заведения, что, увы, происходит в большинстве таких случаев. В Праге и Киеве мы вводили какие-то аутентичные детали. Да, в основном меню был плов, который нравился местным гостям, но раз в неделю мы делали плов в большом казане на улице так, как его готовят в Узбекистане.

Рецепт успеха заведения национальной кухни

4.  ПРАВИЛЬНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В одном Ташкенте плов готовят по-разному, а в разных регионах Узбекистана это вообще разные блюда. Да что там говорить — каждый шеф-повар имеет свой козырь в рукаве.

Если человек никогда не был в Узбекистане или если он пробовал плов только один раз в одном месте в Ташкенте, он редко сможет сравнить и понять, какой вкус настоящий, а какой — нет и в чем между ними разница, или будет говорить: «Это не плов». Самое смешное, что это присуще и местным жителям в Узбекистане. Они готовы спорить, чей плов вкуснее, до бесконечности. Важно в меню и в коммуникациях с гостями правильно донести, что именно ему пытаются предложить.

Как сделать меню ресторана национальной кухни

5.  ЗАПРОС АУДИТОРИИ

Часто заведение называется чайхана, но и меню, и интерьер ресторана национальной кухни максимально унифицированы. Я считаю, что с точки зрения бизнеса в наше время это правильно. Наш опыт в Праге и Киеве показал, что наличие только узбекского меню — большой риск, потому что монокухня в силу ограниченности количества блюд не может удовлетворить вкусам широкой аудитории. Правда, я также не понимаю, как можно делать ресторан, в котором есть и узбекская, и грузинская кухня.Мультиконцептуальное меню приводит к нивелированию кухни

В Москве узбекская кухня очень популярна по разным причинам. Во-первых, она маржинальна, вкусна, незатейлива, известна. Во-вторых, в столице более конкурентный рынок, и любой успешный проект сразу подхватывается и несется в массы. В третьих, здесь большая узбекская диаспора, что позволяет легко найти практикующих поваров.

Проблема узбекской кухни в больших городах России состоит в том, что рынок перенасыщен однотипным продуктом без особой «изюминки» и идеи. В национальные рестораны в основном ходят люди, которые уже знают, что это за кухня, но они ограничены теми предложениями, которые есть в наличии. Сегодня рестораторам надо рисковать, фантазировать, придумывать новую форму подачи, но ни в коем случае не забывать, что главное в плове — это вкус, передающий культуру и красоту Узбекистана.

Отличная еда за адекватные деньги

Благодарим за помощь в проведении съемки кафе «Хитрые люди» hitrie-ludi.ru 


Опубликовано:
03/10/2017

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?