Ноябрь 2011

Весь мир — театр. И ресторан тоже

Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов
Наша жизнь — качели. Вот только в прошлом номере брызгал я слюной и исходил желчью по поводу повстречавшихся мне в странствиях по России недоресторанов и квазирестораторов, а сегодня уже на душе — полная благодать, почти нирвана. Потому что совсем иные проекты возникли на пути — и иные люди.

Возьмем сибирский город Красноярск. Справа и слева — тайга, посередине — Енисей. Оказался я там по традиционному поводу — семинары — и по окончании их был приглашен в совершенно удивительное место.

На первый взгляд оно рождало уныние. Спальный район, второй этаж маленького и не слишком внятного торгового комплекса... Завидовать вроде как нечему.

 Но называлось забавно — улица еды «Б…». То есть не «ресторан», не «кафе», не «пицца-суши-караоке-танцы», а «улица еды». И действительно, общее пространство метров в триста, не больше, было разбито на целых семь закутков, по нескольку столиков, и каждый закуток — это самостоятельное кафе. Будто и впрямь идешь по улице, а с обеих сторон витрины — пиццерия, чайхана, суши-бар, пляжное кафе и т.д. Заходи куда хочешь.

А пока идешь по этой улице еды, натыкаешься на всевозможные приколы. Вот дверь приоткрытая, на ней табличка — «ОСТОРОЖНО! ЗЛАЯ ТЕТКА!». Естественно, невозможно не потянуть дверную ручку на себя… А оттуда — а-а-а-а! — действительно фурия вываливается…

Дальше — весы стоят. Здоровенные, как в поликлинике. На них табличка: «Взвесься до еды и после».

По залу, перемещаясь из одного кафе в другое, девушка-полицейский разгуливает. Вся такая в черном, сексуальная и с наручниками. Справки посетителям выдает, печатью заверяет. Кому-то — для тещи, свидетельствующая, что податель оной был на совещании, кому-то — для ГИБДД, удостоверяющая, что товарищ потреблял в «Б…» только безалкогольные напитки…

Телевизор в чайхане перевернутый вверх ногами висит. Дескать, гастарбайтеры тут все приколачивали, Равшан с Джамшудом, потому — сами понимаете.

В меню — тосты, сканворды, анекдоты…

Короче, развлекуха на каждом шагу. Плюс еще в восемь вечера коллектив всей этой улицы собирается у сцены, и управляющий представляет персонал. Разве что клубного танца, как в турецком отеле, не хватает…

Стоит ли удивляться, что заведение забито народом? Ведь наша публика за чем ходит в рестораны — за эмоциями. Не за едой — пафосной, дорогой, молекулярно-французской, — как до сих пор почему-то думают некоторые дремучие владельцы ресторанов, а именно за положительными эмоциями. И здесь им эти эмоции предоставляются. И плюс еще стейки по 219 рублей и водка «Белуга» по 165 за полтинничек. Очень по-божески. Вот народ и прет.

Или другое заведение вспомню.

Позвонил мне год назад старинный знакомый, композитор Александр Журбин. Олег, говорит, у меня тут один приятель собрался в Воронеже ресторан открывать. Может, встретишься с ним, пообщаешься?

Журбин — человек уважаемый; отказать невозможно. И вот сидим мы с его другом. Павлом Гаммером зовут. И тот рассказывает, что у него уже есть несколько заведений в Европе, особенно крутой пивняк в Таллинне, а теперь он собирается в городе Воронеже создать такой ресторан, какого Россия еще не видела.

Знаете, я регулярно встречаю таких потрясателей устоев. То они изобретут ресторан-морг, то кафе в канализации, то еще какую гадость… Только Россия что-то до сих пор никак не потрясется.

Но тут Павел начал рассказывать подробнее про грядущий свой проект — арт-шоу-ресторан В… — и я действительно вздрогнул.

— И когда же вы собираетесь открыться с такими-то амбициями? — спрашиваю.

— Да где-то через полгода, — улыбнулся Гаммер, чем в очередной раз поверг меня в сомнение.

Он открылся через восемь месяцев, и сегодня арт-шоу-ресторан В… в Воронеже — самый большой ресторан в России! 1200 мест! Я недавно был в Воронеже и специально попросил организаторов меня туда сводить — очень уж хотелось глянуть своими глазами.

Так что рассказываю.

На четвертом этаже громадного торгового комплекса выстроен средневековый город Jenorow (это слово «Воронеж» наоборот). С улицами, площадями, каналами, домами… В середине города — гигантский корабль. Огромная площадь ресторана зонирована так, что свадьбу хотя бы на сотню человек организовать сложно. Зато повсюду — отдельные помещения, как нельзя лучше подходящие под небольшие застолья. Вот жилище стеклодува, вот гончара, вот тюремщика, вот бургомистра…

Для публики, любящей танцы-шманцы, в середине площади установлена громадная сцена, способная принять самый капризный коллектив…

Для гламурных девушек на втором этаже выделено отдельное «модное» пространство с кухней повышенной изысканности и неграми (тьфу! — афроворонежцами) в качестве обслуживающего персонала…

По «городу» все время расхаживают его обитатели — профессиональные аниматоры, программы которым пишет особая группа сценаристов…

И сердце города Jenorow’а — своя пивоварня с лучшим, без сомнения, в городе пивом.

И как открылся этот В… 32 мая (да-да, именно 32 мая!), так и заполнился под завязку. Я был в нем во вторник. Вторник, сами понимаете, не пятница, но все равно человек восемьсот я в ресторане насчитал. Причем публика самая разная. Начиная с небольших веселых компаний, гостей по 10—12, и заканчивая парочками девушек, пришедших явно с целью познакомиться и радующихся соседству брутальных «мужских» столов… Кто-то лихо отплясывал под «Моя бабушка курит трубку», кто-то уединялся в лабиринтах средневековых тупиков, кто-то вдохновенно бухал и пожирал свиные рульки на виду у всей Ратушной площади… А я все время крутил головой по сторонам, потому что повсюду что-то происходило, и не хотелось упустить ничего из того, чем жил в тот вечер город  Jenorow…

Короче. Дайте посетителю возможность развлечься в вашем ресторане — и его потом за уши оттуда не вытянешь.

Опубликовано:
29/11/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3