Ноябрь 2011

Ужин с придурком

Наивные все-таки люди наши рестораторы. Не все, конечно, но очень многие. Почему-то им кажется, что если они открыли заведение, то в него обязательно пойдут люди. Пойдут по определению, потому что, выражаясь словами героев фильма «День выборов», «если израильская — то военщина, если космонавт — то запустили…». Соответственно, если ресторан, то должен быть забит народом.

А народу плевать на их заведения. В одних дорого, во вторых невкусно, в третьих непонятно, а иногда — все сразу.

Но наивный (используем эвфемизм) ресторатор смириться с этим не может. Ему кажется, что просто он какую-то мелочь упустил, какую-то последнюю кнопочку не нашел, которую только нажми — и шлюзы клиентской любви тут же откроются, публика хлынет к нему бурным потоком…

И тут от кого-то он (наивный ресторатор) узнаёт о неком Назарове, который умеет раскручивать рестораны с полпинка. Книг он моих не читал, но вроде люди так хорошо отзываются… То есть остается всего ничего — раздобыть телефон этого товарища, пригласить в гости, пусть махнет своей волшебной палочкой, и ресторан наконец заполнится весело гудящей голодной толпой гостей.

Лет семь уже как меня регулярно приглашают в рестораны — прийти, пообщаться. И шесть первых лет я охотно отвечал на такие приглашения. Приходил, часами разговаривал с хозяевами, пробовал еду и (как без этого обойтись?) напитки, частенько впадал под действием напитков в творческий кураж, что-то изобретал, не сходя с места, сам радовался, когда удавалось придумать нечто достойное (так, очевидно, радуется математик, доказав трудную теорему), и покидал гостеприимный дом пьяненький и с чувством глубокого удовлетворения, что помог очередному хорошему человеку найти выход из тупика…

А примерно год назад меня вдруг торкнуло: вот хожу я, хожу по ресторанам, придумываю им что-то, придумываю — а что после моих консультаций меняется? Ни-хре-на! Изменился только я сам — поправился на 12 килограммов и посадил печень. Ни один — я подчеркиваю — ни один из приглашавших меня владельцев ресторана не озаботился претворением задуманных идей в жизнь.

То есть им, наивным рестораторам, действительно кажется, что кому-то достаточно махнуть платком и сказать «Сим-силабим!», чтобы пришло в ресторане Счастье. А то, что любой консультант может только задать направление, составить программу продвижения, придумать эффективные ходы раскрутки, но потом все равно придется вкладывать собственные силы и средства, — это упорно остается за гранью их понимания. От того же, что я бесплатно подарил им идеи, за которые понимающий человек готов заплатить немалые деньги, ценность самой консультации сводится к стоимости съеденной мной в ходе беседы котлеты и выпитой бутылки вина. В результате даже появляется разочарование. Вот пришел, мол, Назаров, поговорил, а ничего не изменилось…

Короче, год назад я принял волевое решение — перестал ходить по подобным приглашениям бесплатно. Хотите, мол, пообщаться — платите деньги. Для вас это бизнес, для меня — работа.  А поесть в ресторане я смогу и за свои деньги. Причем не в вашей пустой тошниловке, а в приличном месте у друзей и с хорошей скидкой.

И знаете, так сразу комфортно стало!

Во-первых, моментально отсеялись халявщики и те, кто собирался пригласить меня, что называется, «для галочки». Запомнился недавний случай на выставке. Подходит женщина: «Я управляю кафе «К…». Давайте дружить!» «Давайте!» — отвечаю. «Приходите к нам в кафе! Мы с хозяйкой так вас любим и уважаем! Пообщаемся, может, посоветуете что-то…» — «Приду, посоветую, готовьте десять тыщ рублей за советы». — «Да, конечно, я вам завтра перезвоню и согласуем время…» До сих пор жду звонка. Что-то желание дружить у  девушек рез ко поубавилось.  Но и я в гробу видал такую одностороннюю дружбу.

Случаются и совсем занимательные беседы. «Здравствуйте. Я представляю ресторан «К…». Наш хозяин приглашает вас на ужин». — «Спасибо. А с чего вдруг такая честь?» — «Ну, он наслышан о вас. Просто хочет познакомиться». — «Знаете, если человек хочет познакомиться, он обычно звонит сам, а не через посредника. Так как-то поэстетичнее будет. А во-вторых, я не строю себе иллюзий в целях знакомства и подозреваю, что наш ужин закончится вопросами, как вам раскрутить свое заведение. А может, и начнется с них. Так вот — такие ужины я воспринимаю как работу. Которая будет стоить вам 10 тысяч рублей за два часа беседы». — «Хорошо, я передам нашему хозяину»… Через неделю снова звонок: «Это я, из ресторана «К…». Наш хозяин предлагает такой вариант — 5 тысяч и ужин с бутылкой хорошего вина». Я аж заржал от умиления: «Не-не-не. Мы, Назаровы, за троллейбусами не бегаем и за хавку с выпивкой не продаемся…». Через неделю опять звонок: «А за 7 тысяч?..» «С этой недели, — говорю, — цены выросли. 15 тысяч». Слава Богу, прекратились звонки.

Во-вторых, резко увеличилось количество контактов с рестораторами не наивными, а «правильными». Потому что если владелец заведения понимает, что любой труд должен быть оплачен, а особенно творческий и почти бескорыстный, то и с рестораном у него, как правило, все в порядке. Недавно, к примеру, позвали в ресторан «Б…» на Профсоюзной. Прихожу, сажусь, поджидаю пригласивших меня товарищей, изучаю меню… «Надо же, какое грамотное заведение, — думаю, осматриваясь. — И чего они меня позвали? Вроде у них и так все хорошо». Тут владельцы подруливают. А они вдобавок не просто слышали про меня — они на самом деле книги мои читали. И, открывая свой «Б…», не наделали тех самых ошибок, которые описаны, в частности, в «Как загубить ресторан».

Мы посидели, выпили, поболтали… Ушел я, отказавшись от всяких денег. «Общение с нормальными рестораторами и адекватными людьми — вот мой лучший гонорар», — заявил, крякнув лимончелло на ход ноги…

Ну  а третье преимущество выбранной «жесткой» тактики индивидуального консультирования — в том, что резко снизилось количество тупых и бессмысленных обжираловок. В результате я снова обрел свой первоначальный вес, постройнел и помолодел. В чем и предлагаю всем лично убедиться. Равно как и в том, что злой и непримиримый я только по отношению к идиотам, скупцам и халявщикам, а что касается людей адекватных и реальных, то тут ваш покорный слуга — зайчик и лапочка, готовый им весь мир на ладони подарить.

Опубликовано:
11/11/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор не для всех

Арам Мнацаканов владеет одним из основных секретов ресторанного дела — стабильностью качества, а его сегодняшний ориентир в бизнесе — это люди, молодые и дерзкие.
Интервью

И корабль плывет

Как сменить китель шеф-повара на пиджак ресторатора
Личный опыт

Как работают семейные винодельни

Концепция бизнеса, оборудование, продажи, лицензирование
Интервью

Работящий человек

Уиллиам Ламберти создает рестораны, которые называют модными, светскими, гламурными
Личный опыт

Idée Fixe

Экспансия Cofix  в России
Личный опыт

В онлайн-режиме

Как открыть интернет-магазин