Июль 2011

Show must go on!...

Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов

Не устаю повторять, что успешен бывает тот ресторатор, кто рассматривает свой бизнес не просто как торговлю стейками, пельменями, греческими салатами и чизкейками, но умудряется устроить некое развлечение для гостей. Наш человек ведь для чего ходит в рестораны? Правильно — не есть, а общаться. Тусоваться. Любыми способами получать впечатления, положительные эмоции.


Вот обратите внимание. Сидят люди в ресторане. Едят что-то, тихо беседуют. По залу идет официант с подносом. И вдруг — хлобысть! — споткнулся. Поднос со всем содержимым летит наземь. Казалось бы, беда, а люди отовсюду так радостно: «А?!. Где?!.» У всех сразу хорошее настроение. Развлек, прохвост!..


По-разному можно заставить гостя улыбнуться. Кто-то, к примеру, не мудрствуя лукаво позаботится о забавном туалете. Ведь интеллигентный клиент, сделав заказ, обязательно пойдет помыть руки. А там, как в одесском кафе «К…», рядом с писсуаром висит линейка металлическая сорокасантиметровая, а рядом табличка: «Измерь свое настроение». Ну, настроение сразу и поднимается…


А можно добавить театральности в сам процесс обслуживания. Скажем, московский ресторан «Э…». Заказываешь ты соответствующую закуску под водочку, а выносит тебе ее не официант, а славный такой бомжара — воротничок у клифта поднят, прохора со скрипом… Достает из-за уха беломорину: «Ну чё, курнешь, братишка?..» И сам водочку-то разливает: «Поехали, что ли…» Как после этого душой не воспарить и заведение не полюбить на веки вечные?
Про животных в ресторане я неоднократно рассказывал. Есть в Киеве, к примеру, заведение под названием «В…». Подают там вареники, но главной фишкой ресторана является живая свинья. Небольшая такая, черненькая, вьетнамской породы… Ухожу я из ресторана, а гардеробщик говорит: «Хотите посмотреть на нашу Варьку?» И становлюсь я свидетелем сцены, которая долго еще будет стоять у меня в памяти, вплоть до смертного одра, я так думаю… Сидит эта Варька в типичной собачьей позе, склонив голову набок и высунув язык, а перед ней колоритный такой «браток» — накачанный, коротко стриженный — пристроился на стуле в позе роденовского «Мыслителя»… «Ну что, Варька? — вздыхает «браток». — Хреново тебе с утра? И мне не лучше… Но ничего, Варвара, прорвемся как-нибудь…» Мужик натурально исповедовался перед свиньей!..


Это ж какой всплеск позитива он получает! Да ни одно тирамису такого не даст!


Человек, приходящий в ресторан, не просто ждет развлечения — он жаждет его. Ему в этот момент что ни предложи — все схавает. В переносном смысле, разумеется.


Вот, к примеру, случай, о котором мне рассказывала на днях Елена Борисычева, хозяйка знаменитейшего нижегородского ресторана «К…». Произошел он пару лет назад, когда ресторан располагался еще не в нынешнем своем здании на набережной Волги, а в центре города. А там здание было уж дюже старое. Древняя вентиляция опять-таки. И вот однажды из вентиляционного отверстия вдруг на стол гостя падает… таракан. Ну, случаются подобные казусы в нашей не всегда однозначно благостной ресторанной жизни.

И вот, стало быть, представьте сцену. Гость; перед ним на столике упавшая откуда-то сверху усатая нечисть; и официантка, которая смотрит на клиента и понимает, что сейчас начнется такое… такое… Что делать?
Но тут вдруг официантка расплывается в улыбке и радостно вопит, накрывая таракана бокалом: «Слава богу!.. Игорек нашелся!.. Ой, какое вам спасибо!..»


«Чего-чего?» — ошарашенно цедит гость, не успевая понять, что к чему.


«Так это же Игорек наш, надежда всего ресторана, можно сказать, — радостно щебечет официантка. — У нас тут на следующей неделе должны состояться тараканьи бега на городской кубок, и Игорек, — тут она со всей возможной ласковостью смотрит на таракана под стеклом, — фаворит наш главный. Уж такой прыткий, такой шустрый!.. А недавно убежал… Мы думали, задавил его кто, рыдали всем коллективом… А тут вы заказали тортик «Графские развалины», а это его любимое кушанье, мы его им все время подкармливаем, вот он и вынырнул откуда-то на вкусненькое… Слава богу, нашелся Игорек, теперь мы точно победим!.. Уж такое спасибо вам от всех наших девочек и от директора лично!..»


Говорят, клиент этот до сих пор в «К…» ходит и регулярно вспоминает, как он спас местного любимца…


Впрочем, шоу со стороны персонала необязательно должно носить такой уж экзотический характер.


Вел я полгода назад семинар в Москве, рассказывал, как организовать разные акции и вечеринки по привлечению гостей, и присутствовал на них некий Борис Князев из Барнаула. Позже мы с ним разговорились. У него — большой комплекс «Б…», но не в самом городе, а на Павловском тракте, в 23 километрах от города. Что в нем организовать? Пафосный ресторан? Гостиницу «сдам комнату на час»? Как публику привлечь, чтоб и денег она принесла, и перед будущими поколениями стыдно не было?


Пофантазировали мы с Борисом, а недавно получаю его письмо:
«Сразу после семинара я решил устроить крытый каток в одном из пустующих ангаров. Мы закупили 80 пар коньков, организовали катание на снегоходе, буксировку «банана» и лыжника-сноубордиста. И сделали очень низкие цены на все виды катания… Недалеко от нас на трассе тренировались кайтингисты. Мы организовали кайт-парк за территорией комплекса и убедили их кататься у нас.


И теперь по выходным к нам приезжают два десятка человек, которые летают на кайтах, а крытый каток вообще переполнен: по 70–80–100 человек бывает, даже не хватает коньков. Люди после катка и катания на снегоходах идут в пивной бар. Выручка выросла в 30 раз!


Народу много, «банан» нарасхват, кайтингисты катаются, по выходным запускаем воздушный шар…


А скоро в торжественной обстановке глава администрации откроет «монумент гонщика на снегоходе», который нам вырубил из снега один из местных скульпторов. Кроме того, к участию в гонке на снегоходах на гран-при «Березка» мы привлекли около 20 спонсоров, что позволило покрыть все затраты на официальное открытие…»


Что тут сказать? Все правильно. Устройте людям шоу в вашем ресторане — и народ потянется.

Не может не потянуться!

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3