Июль 2011

Про кидал

Тема сегодняшнего разговора с читателями выглядит, возможно, несколько странной для ресторанного сообщества, но последний мой опыт общения с нашими поставщиками явился побудительным мотивом выделить ее как одну из серьезных внутренних проблем отрасли.

С ухим канцелярским языком она обозначается как «невыполнение договорных обязательств». Но есть более четкое понятие, родом из девяностых — кидалово.

О чем это, спросите вы, и при чем здесь наши дорогие поставщики? Они нас душат ценами, мы с ними боремся, выбиваем скидки, отсрочки и много чего еще. Боремся, скрипим, но платим, так как не платить по договорам нельзя.

При этом на сегодняшнем рынке индустрии питания проблема неплатежей ресторанов, кафе и прочих типов и видов общепита разрастается в масштабах, значимых для функционирования бизнеса поставщиков.

Ситуация близка к критической — с учетом возрастающих рисков неплатежей изменяются и цены на отпускаемые товары. И чем неплатежей больше, тем сильнее соблазн включить возможные потери в стоимость. Их, поставщиков, тоже можно понять. Они-то чем виноваты в неплатежеспособности, неконкурентности и прочих «не» ресторана. Это не их бизнес.

Кто-то может мне возразить: ресторанный бизнес имеет высокие потенциальные риски, далеко не все предприятия питания переживают даже один год, и, выходя со своим товаром на данный рынок, нужно быть готовым к неприятностям.

Все так. Но я сейчас не о тех, кто «добросовестно» разоряется и уходит с рынка, а о тех, кто «плавает» по нему и считает возможным не платить по счетам.

Да, действительно, даже у великих рестораторов и известных брендов не все предприятия питания одинаково успешны. Есть и неудачи, и откровенные провалы. Но разорение и гибель проекта — это проблема автора проекта и инвестора. И все. Это их риск и их ответственность.

К сожалению, в последнее время она ненавязчиво перекидывается на плечи других, и прежде всего — поставщика. Почему? Да потому, что на вопрос, можно ли запустить ресторан в долг, есть ответ — да! Набрать продуктов, расходников, посуды и т.д. и т.п. и пообещать заплатить. А «обещать — не значит жениться».

Следующим этапом является неспособность ресторана оплатить поставленный товар, затем закрытие и ликвидация юридического лица. А долги-то остаются. Ликвидация юрлица вообще стала излюбленным инструментом подобных игр. Предприятия нет — и не к кому предъявлять претензии. У меня на памяти десятки рассказов о выигранных поставщиками судах, которые в итоге заканчиваются их же расходами на судебные войны. А в итоге-то что? Нет предприятия — и нет проблем у предприятия.

Причем попадают в такие ситуации не только мелкие фирмочки (их кидают вообще жестко и без объяснений). Эта проблема актуальна и для крупных компаний-поставщиков. Рекомендую полюбопытствовать на сайте ФРиО, кто является нашими членами. Практически все поставщики продуктов питания в голос рассказывают о случаях пирровых побед в судах.

Но самое интересное в этой истории дальше. Ликвидированное юридическое лицо-то берется не из ниоткуда. Есть его учредители, есть топ-менеджмент, а также есть бренды, стены и различное техническое оборудование. Так вот, верхом этого театра абсурда является возникновение на старых, неприбыльных местах новых предприятий питания, с новыми юридическими лицами, но со старым менеджментом, учредителями и порой — брендами и названиями. И при этом никакой ответственности по старым долгам.

Известнейшая компания, поставщик море- и рыбопродуктов «Л…» выиграла суд у известного члена профессионального сообщества «А…» по факту ликвидации проекта на Рублевке. И ни-че-го не получила. Московская компания «М...», выиграв не один суд у фирмы «К…», не может никак собрать денег с предприятий питания.

И это становится почти системой. Более того, один из таких кидал выступает на семинарах с лекциями о развитии бизнеса. Вот уж действительно есть чему человеку других поучить.

Я на «ПИРе» пойду на одну такую лекцию. Причем пойду с представителями тех компаний, которых кинули. Любопытная сценка предполагается. Чем не театр. Лет этак 8–10 назад я подобную сценку уже видел. На одном из торговых форумов выступали представители компании, владеющей брендом «Р…». Не успело это выступление «об успехах» начаться, как тут же из зала раздались голоса: вы долги-то отдайте, а потом уже о достижениях рапортуйте. Что-то я этого бренда больше в столице не вижу.

Как бороться с кидаловом? Честно говоря, не знаю. Долги — тема тонкая. Коллекторские агентства предлагают услуги. Но как-то народ не тянется к ним. Много негативной информации по технологии их работы, да и формальное прикрытие во всех подобных случаях идеальное — ликвидация юрлица. Тут и агентство может попасть в оборот и ненужную историю с ОБЭП. Да и опыт приснопамятных девяностых по выбиванию долгов сформировал стойкую отрицательную реакцию на посредников в этом деле. Казалось бы, идеальный вариант — решение спора через суд. Но, как было сказано выше, не работает. Решение есть, а денег нет.

Но что-то делать надо. И вот от одного из наших рестораторов поступило предложение: в подобных случаях надо вести речь о репутационной составляющей. Являясь одновременно ресторатором и поставщиком и попав в подобную ситуацию, в частности, выиграв в суде и не получив ни гроша, он теперь рассказывает коллегам о «порядочности» в делах одной известной персоны.

Выход ли это из положения? Возможно. Необходимо сделать доступными списки организаций и физических лиц, причастных к подобного рода действиям, — есть и такое мнение. Решение данного вопроса мы предлагаем коллегам рассмотреть в рамках ФРиО и, возможно, использовать для размещения «черных» списков на сайт ФРиО.

Идея неоднозначная. Давайте ее обсудим. Возможно, у вас, уважаемые читатели, есть свои истории и предложения по данному вопросу. Подумаем вместе. 

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор не для всех

Арам Мнацаканов владеет одним из основных секретов ресторанного дела — стабильностью качества, а его сегодняшний ориентир в бизнесе — это люди, молодые и дерзкие.
Интервью

И корабль плывет

Как сменить китель шеф-повара на пиджак ресторатора
Личный опыт

Как работают семейные винодельни

Концепция бизнеса, оборудование, продажи, лицензирование
Интервью

Работящий человек

Уиллиам Ламберти создает рестораны, которые называют модными, светскими, гламурными
Личный опыт

Idée Fixe

Экспансия Cofix  в России
Личный опыт

В онлайн-режиме

Как открыть интернет-магазин