Искусство решать нестандартные задачи

Строительная подноготная ресторана, «обиженные» гости и общение с чиновниками: с какой нестандартной правовой работой сталкиваются юристы в ресторанном бизнесе

Искусство решать нестандартные задачи
Специфика работы юриста в ресторанном бизнесе заключается прежде всего в большом объеме работы с арендными правоотношениями. Как известно, в ресторанной индустрии, особенно сетевой, 90 процентов ресторанов открываются по договорам аренды. Соответственно, львиная доля времени уходит на заключение и поддержание договоров аренды.

Естественно, существует определенная «нестандартная» правовая работа, которой не бывает у юристов в других областях деятельности. Ресторанный бизнес — очень живой. Наши рестораны работают круглосуточно. 

Может позвонить директор ресторана и в 23.00, и в 24.00 с просьбой о помощи. Порой приходится стихийно, без какой-либо документальной поддержки давать советы, консультировать, как вести себя в той или иной ситуации.

Александр КОРОЛЕВ,
руководитель юридического
отдела Ассоциации ресторанов
"Веста-центр интернешнл"
Москва
Как говорится, юрист — человек-оркестр, он должен знать все по чуть-чуть, в том числе и не из юридической области. Одной такой областью являются знания специфики строительства ресторана. Так, при заключении договоров аренды необходимо согласовывать строительную часть проекта, скажем, описывать мощность электроснабжения, параметры вентиляционного оборудования и т.д. Соответственно, собственники помещений часто просят пояснить технические положения договора аренды, например, что такое перегретая вода на вентиляцию. Каждый раз не будешь звонить в строительный отдел для консультаций, вот и приходится изучать всю строительную подноготную ресторанного дела.

Достаточно интересным и нестандартным для меня является проведение семинаров с менеджерами заведений на тему «Конфликтология. Юридические аспекты в работе менеджера», организованных нашим учебным центром. На таких мероприятиях предоставляется прекрасная возможность поделиться с ними накопленным опытом и поднять уровень юридических знаний персонала. Например, зачастую только треть аудитории осведомлена о возрасте, с которого можно продавать алкоголь. 

К объектам общепита предъявляется масса специальных требований, и всевозможные контролирующие органы периодически проводят проверки. Тут на первое место выходит правильная организация действий персонала на местах. Директор заведения должен знать, когда у него назначены плановые мероприятия, и быть к ним готовым. В неплановых случаях нужно не растеряться, ознакомиться с полномочиями проверяющих, с документом, на основании которого проводится «мероприятие». После этого директор допускает проверяющих, лично присутствует при проведении всех действий, составлении актов и т.д. 

Безусловно, в этой ситуации идет постоянный контакт по телефону с юристом. В случае сложной, комплексной проверки на помощь директору выезжает специалист отдела согласований и, при необходимости, юрист. При оспаривании актов, составленных по результатам проверок, необходимости составления жалоб, ходатайств подключается юридический отдел.

Пожалуй, чаще всего приходится заниматься спорами с подрядчиками и с потребителями. Но в основном судов у нас очень мало — просто стараемся до этого не доводить.

Примечательно, что за всю мою десятилетнюю практику работы в компании не было ни одного спора с собственниками арендуемых нами помещений. Причиной тому является качество заключаемых договоров аренды, а кроме того, нам всегда удавалось договориться даже по особо острым вопросам.

Гости российских ресторанов сегодня уже восприняли опыт западных «коллег» в виде взыскания морального вреда за какую-то, по их мнению, некачественно оказанную услугу. Возмещение морального вреда требует практически каждый «обиженный» потребитель. 
Неадекватность заключается в требуемых суммах — порой просят по 100—200 тысяч рублей за то, что костюм испачкали супом. Но многим, впрочем, достаточно искреннего извинения от директора ресторана и какого-нибудь комплимента от заведения.

Мы с уважением относимся к гостям. Если просьба обоснованна и заведение действительно виновато, стараемся идти навстречу, но в разумных пределах.

Обладателям известных брендов часто приходится сталкиваться с нарушением исключительных прав. Случалось такое и с нашими брендами. Особенно этим грешит Украина. Например, мы продаем право на открытие одной «Якитории» в Одессе, а открываются три. Порой создают схожий с нашим логотип, называют рестораны «Яппитория», «Яматория», «Тория» и т.д. Бывает, что находим на сайтах в интернете фото наших блюд.

Мы с этим боремся по мере сил — пишем претензии, общаемся устно, в более серьезных ситуациях подключаем коллег-юристов из городов, в которых происходит нарушение наших прав.

Поставщиков у нас достаточно много, они нередко меняются, и если говорить об оформлении договорной документации, то под каждого шаблон не напишешь. В основном мы следуем шаблону поставщика, но иногда он категорически не подходит, то есть полностью не соответствует нашим интересам или желаемым правоотношениям. В этом случае подробно отрабатываем законодательство, просчитываем юридические риски и составляем необходимый договор.

После финансового кризиса в договорной работе возникло желание подстраховаться. Например, до осени 2008 года валюта, в частности, доллар и евро, была относительно стабильна. Но потом рубль ослаб, соответственно, платежи в валюте при переводе в рубли значительно выросли, что при больших суммах заметно сказалось на финансовом положении компании.

Нам удалось договориться об установлении так называемого валютного коридора практически со всеми контрагентами. В договорах мы указали верхний предел курса валюты, в частности, платежи осуществляются по курсу доллара, но не более 32 рублей, и в дальнейшем всегда упоминали о такой валютной оговорке.

Юрист должен уметь прекрасно общаться с людьми, «читать» их и прогнозировать поведение. Так, в одном из диалогов с чиновником по важному для нас вопросу мы имели отточенную правовую позицию, на сто процентов доказывающую нашу правоту. Однако на все доводы чиновник просто сказал: «Что вы меня законами пугаете?». Вот так, оказывается, законы не исполняют, а ими пугают… В этом случае юрист превращается в психолога и пытается найти подход к такому госслужащему, чтобы довести дело до конца и получить заветный документ.


Опубликовано:
13/06/2013

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?