Июль 2011

Да здравствуют премии!

Все у нас не слава богу. Взять наши ресторанные премии. Во-первых, зачем их столько? Ведь, по моим самым скромным подсчетам, даже если брать только самые громкие, получится никак не меньше семи...

А я вам скажу, зачем их столько. Потому что это связано с тем, что я хотел отметить во-вторых.

Во-вторых, в чем смысл и цели самого института премирования? Это награждение лучших, правильно? Чтобы было понятно, на кого следует равняться всем остальным. Установка такой высокой планки. Как говорится, хоти невозможного, получишь максимум. Но, естественно, сия благая цель достижима, только если итоги выборов лучших окажутся объективными. То есть герои и в самом деле будут таковыми.

А теперь давайте посмотрим, какие цели у всех наших ресторанных премий. Нет, конечно, в «Положениях» о них можно написать что угодно. И «развитие индустрии общественного питания», и «поощрение ресторанного бизнеса», и «определение новизны и оригинальности», и «возможность донести до профессионалов общественное мнение».

Знаете, я тоже могу много слов сочинить, красивых и разных. Но зачем себя обманывать? Все и так прекрасно знают, для чего создаются и вручаются все эти премии. Цель номер раз — заработать денег самим их создателям. Цель номер два — пропиарить себя, организатора, и тем самым опять-таки заработать денег.

Цель номер раз решается элементарно; мне о ней не раз рассказывали сами рестораторы. Звонят им из оргкомитета очередной премии и предлагают: «Хотите занять первое место в номинации такой-то? Внесите столько-то денег». Мне скажут: а как же общественные комитеты премий (вариант — экспертные советы)? В них такие уважаемые люди числятся!.. Вот- вот — числятся. Кому когда это мешало? В ленинском Политбюро главными людьми считались Троцкий и Зиновьев, а все дела решал никому не известный тогда номенклатурщик Сталин с подручным Молотовым. Но если идет общественное голосование? Люди звонят и эсэмэ- сят?.. Ой, не надо! Тот же Сталин говорил: неважно, как народ голосует, важно, кто голоса считает.

Пару лет назад у меня случилась перебранка в ЖЖ с таким экспертом. Тогда при вручении одной из премий в номинации «кофейня-кондитерская» первое место неожиданно завоевала сетевая кофейня S... Большая американская сетка, она тогда только-только выходила на наш рынок. Ничего не имея против S. именно как кофейни (сам не раз выносил оттуда кофе), я усомнился в «кондитерских» высотах, там достигнутых. Будто нет у нас в Москве мест, где кондитеры действительно творят чудеса. Причем заведений не крохотных, полуподвальных, а всенародно известных... И слепому ясно, откуда взялся такой победитель. Выходит гигант на рынок, нужно быстрое узнавание, тряхнули мошной — стали первыми. Нормальный пиаровский ход. Но как тогда тот эксперт возмущался, как упрекал меня в предвзятости!.. И вот прошло два года — S. даже в лонг-листе номинантов этой премии не оказалось! Неужто кофейня испортилась? Отнюдь. Просто все прекрасно понимают, что никакая это не кондитерская. А на свое продвижение с помощью премий маркетологи сети больше не тратятся — цели достигнуты, в сети и так дела нормально идут.

Даже забудем о деньгах! У организаторов всегда есть возможность просто помогать «своим». Обратите внимание: лауреатами становятся одни и те же рестораны. Которые, что называется, «в тусовке». Точно так же одни и те же персонажи поют нам в новогоднюю ночь на разных телеканалах. Что, других нет? Есть, только кому они нужны? Все распределяется между своими. Вот последняя премия, за оригинальность концепции. Заведение-победитель отправляется представлять ее во Францию. И есть в Москве такое «гастрономическое ателье Г.». Аналогов, чтобы шеф выходил в зал и готовил отдельное блюдо под каждого гостя, словно шил костюм под заказчика, в Москве нет. Что, думаете, «Г.» отправится во Францию? Как же. У организаторов свои отношения с номинантами. И в результате туда едет кафе, может, и милое, но назвать его «концептуальным прорывом» я бы не рискнул. Угадайте, почему едет именно оно. Между прочим, чтобы быть совсем честным, и я не исключение.

Когда хожу в экспертах, всегда стараюсь голосовать за друзей и знакомых. Если уж у них не совсем лажа.
Сами подходы к определению лучших опять-таки сомнительные. Про выбор экспертов я сказал. Другой вариант — сколько читателей нашего журнала проголосовало... Сколько столиков было заказано через наш сайт. Это, пардон, уже пиар издания и сайта, и больше ничего! В одном из российских городов мне рассказывали, как шло у них голосование. Пивной ресторан, который почему-то отставал от конкурента, просто стал наливать гостям халявную кружку, если они тут же пошлют нужную эсэмэску. Ну и за три часа ребята обошли всех на свете.
Теперь цель номер два.

Как говорится, не можешь предотвратить — возглавь! В случае с премиями и предотвращать ничего не надо. Достаточно просто возглавить. Дело сразу обрастает медийными персонами, вокруг начинается шумиха, организаторы оказываются в центре внимания СМИ. А всех хлопот — потратиться на несколько позолоченных статуэток. И немедленно открывается масса возможностей. Подтягиваются «официальные партнеры церемонии». Это, как правило, крупные алкогольные, табачные, автомобильные конторы. То есть опять-таки бюджеты. Плюс крутись в хорошем обществе, торгуй лицом, налаживай контакты за бокалом правильного шампанского — поди плохо. Только при чем тут «развитие индустрии общественного питания»?

Нет у нас единого своего ресторанного «Оскара». И, боюсь, не будет никогда. Просто задачи организаторы себе ставят не те — вот и вся причина. Менталитет наш такой, что мы не можем иначе, кроме как думая только о своем кармане. Поэтому и благотворительности реальной у нас нет, только с определенными корыстными целями. И ордена у нас за деньги дают, и в почетные академики за спонсорские взносы принимают...

Но спонсоры своих целей достигают, каждая премия — это новые рабочие места, налоги в казну платятся, СМИ получают информацию, лауреаты — положительные эмоции. Все лучше, чем война.

Так что да здравствуют ресторанные премии!
Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Личный опыт

Сеть суши-ресторанов «Фудзияма» с фастфуд-прицелом

Разновидности форматов быстрого обслуживания. Роллы вместо пиццы
Интервью

Сибирская кухня — против природы не пойдешь

Владимир Бурковский о таком сложном и огромном гастрономическом явлении, как сибирская кухня
Личный опыт

Обучение кулинарному искусству. Какой путь должен пройти повар

Андрей Махов: «Примерно до 30 лет вы должны пройти путь от повара до шефа»
Личный опыт

Революционный социально-гастрономический проект

Илиодор Марач о системе взаимоотношений с гостями и ценообразования, как о тренде развития ресторанной отрасли
Личный опыт

Как сделать город лучше

Как «бизнес из любопытства» встал на прочные рельсы
Личный опыт

На Манхэттен со своим самоваром

Михаил Гончаров, управляющий и основатель сети «Теремок», делится опытом первого американского открытия