Максим Коновалов: «Мне очень тяжело дается делегирование»

Не хочу останавливаться на достигнутом, хочу усложнять систему, которой управляю

Максим Коновалов: «Мне очень тяжело дается делегирование»
Фото: Виктор Дудоров

Максим Коновалов, будучи еще студентом, в 1994 году открыл в Ижевске торговую компанию «ДиК», занимающуюся до сих пор логистикой и дистрибуцией. В 2003 году основал и стал генеральным директором ресторанного холдинга Welcome Group, известного далеко за пределами своего региона и каждый год открывающего новый проект. Все заведения холдинга продуманы до мелочей, отличаются качеством и разнообразием концепций. Главный редактор информационной группы «Ресторанные ведомости» Елена Егорова встретилась с Максимом Коноваловым, чтобы узнать, чем отличается построение столичного ресторанного бизнеса от регионального и почему его так интересуют дизайн-мышления и нейромаркетинг.

Максим, вы человек, являющийся для многих молодых предпринимателей примером. Вы один из самых известных людей в ресторанном бизнесе, сумевший создать и построить в далеко не простом регионе успешный холдинг с разноформатными заведениями. Как вам это удалось?

Для меня самого до сих пор это загадка (смеется). Как ни пафосно бы это прозвучало, но я считаю, что один из вариантов личного развития — это признание твоих заслуг и успехов профессионалами индустрии, в которой ты работаешь. Я понимаю, что вряд ли смогу чем-то супергастрономическим поразить людей — регион у нас не совсем гастрономический. Но вот тема, что в жизни многих предпринимателей наступает момент, когда, в принципе, хочется делиться знаниями, учить людей, передавать свой опыт, — это для меня сейчас актуально.

В одном из ваших интервью вы сказали, что не верите в бизнес-образование и все ваше образование идет через общение с коллегами. Вы часто втягиваетесь в разного рода образовательные мероприятия?

Мы часто обсуждаем эту тему с коллегами. Проблем несколько, одна — в том, что надо понимать, что есть бизнес-образование, которое условно пятилетнее, в него я вполне верю. Но у нас в стране, по сути, нет таких учебных заведений, которые бы 5 лет осознанно готовили людей к работе в сфере общепита. Вторая — когда проходят в массовом количестве часовые семинары по сути ни о чем, но по факту выглядят как образование. Конечно же, надо понимать, с каким запросом люди идут на такого рода экспресс-обучение. 90 процентов, к сожалению, приходят туда в поисках волшебной таблеточки, которую им в рот положит человек, выступающий перед ними, пережует за него. На самом деле семинары, если их воспринимать как некие мотивационные вещи (слово такое заезженное), то это способ заставить человека читать профессиональные книги, общаться с коллегами и перенимать у них опыт.

Вы хотите быть все время в тусовке?

Нет. Я вообще не тусовочный человек. Например, на одном мероприятии я познакомился с Ромой Буняковым (идейный вдохновитель и совладелец проекта «Главхлеб». Интервью с ним см. на сайте restoranoff.ru. — Ред.), в итоге он приезжал ко мне в гости, и какие-то у нас зародились интересные перспективные идеи.


Уже возникли какие-то коллаборации?

Я не люблю коллаборации. У меня нет ни одного ресторана в партнерстве с кем-то.

Вы отрицаете партнерские отношения в принципе?

Я их в теории допускаю, но на практике я их не понимаю, как это может быть.

Вы считаете, что холдинг должен быть только под вашим управлением?

Пока да. У меня есть партнер по бизнесу, мы с ним уже 20 с лишним лет работаем вместе, он занимается одним видом деятельности, у нас не только ресторанный бизнес, я ему доверяю и не лезу в его зону ответственности, он не лезет в ресторанный бизнес ко мне. В Москве реально много людей, готовых дать деньги на открытие ресторанов, потому что в этот бизнес лезет кто ни попадя, и, наверное, глупо со стороны московских рестораторов отказываться, когда тебе несут деньги. У меня были несколько раз такие предложения, но мне важно, чтобы человек, который хочет быть со мной в партнерских отношениях, имел правильную мотивацию. А мотивация у многих на уровне: «Я хочу свой ресторан!» Зачем?

Как выстраивать правильно бизнес, чтобы он стал прибыльным и удачным?

Все получилось случайно. Основным у меня был дистрибьюторский бизнес, сейчас... 

Ваша творческая натура все-таки выплеснулась в виде реализации ресторанных проектов?

Наверное, да. Лет 15–16 назад в моей компании работал руководитель отдела закупок, часто ездивший в Москву, где в то время шла волна открытия кофеен...

Тема кофейни мне понравилась...

Мечтаю открыть рыбный ресторан. Но я понимаю, что Ижевск для такой концепции еще физически не готов: ни по деньгам, ни по логистике.

У вас много ресторанов, кафе, сетевые, штучные, разных концепций и направленности. Как происходит процесс зарождения ресторана?

Двумя методами — научным и ненаучным. Ненаучный — это когда в моей голове всегда, в любом состоянии список в среднем из пяти концепций, которые я хочу реализовать. Сейчас я мечтаю об открытии...

Как вы понимаете, какая кухня будет востребована в вашем городе?

Когда мы понимаем, что готовы к следующему ресторану: есть деньги, ресурсы, причем деньги не являются проблемой, на самом деле проблема — это люди...

Какие сейчас тренды в регионах?

Регионы разные. В прошлом году у меня получился тур по городам России. Мне всегда интересно, когда есть повод познакомиться и пообщаться с коллегами. Так вот, в городах-миллионниках свои тренды...

А как у вас в регионе с продуктами?

Плохо. Но мы выбираем поставщиков, работаем с Москвой...

Некоторые рестораторы говорят, что черпают вдохновение внутри своих ресторанов, другие говорят: нельзя идти на поводу у гостей, надо им прививать вкус. Откуда вы знаете, что надо вашим гостям? Обратная связь у вас есть?

Истина всегда посередине. Я считаю, что...

Есть рестораторы, сделавшие себе имя в регионах и уже пришедшие со своими проектами в столицу. Вы с Москвой дружить собираетесь?

Дружу. Переезжать жить в Москву я точно не хочу, это не мой город абсолютно...

Какую тогда цель вы ставите себе в бизнесе?

Сейчас мы конкретно идем в ближайшие регионы. Есть у меня мечта...

Каким образом?

Например, моя компания работает уже 15 лет, за это время мы открыли 33 заведения. Если бы не я, то был бы кто-то, открывший рестораны, свято место пусто не бывает...

Вторая тема — я даю работу людям...

Как вы создавали команду Welcome Group?

На начальном этапе у меня был период, когда мне казалось, что я все могу сам. Но эта болезнь, к счастью, быстро прошла...

Какие советы вы можете дать начинающим рестораторам? Как избежать ошибок при запуске ресторанов?

Меня часто спрашивают, с чего советуете начать. Сейчас обязательно...

В нашу индустрию, к сожалению, идет так много людей, которых притягивает внешняя красивая картинка.

Как подбирать в команду людей, по каким критериям?

Многие рестораторы считают, что самая главная беда — это когда персонал ворует. Одна из причин, почему я стал мизантропом: потому, что разочаровываюсь в людях...

Каких ошибок надо избегать молодым стартаперам?

Важно избежать трех ошибок...

Как сделать ресторан успешным?

Все зависит от концепции. Есть концепты...

Для многих владельцев ресторанов важно, чтобы на кухне работал хороший шеф.

Мне очень нравится, что профессия шефа стала сейчас модной...

Вы считаете себя хорошим управленцем?

У меня много минусов. Мне очень тяжело дается делегирование. Я могу лезть во все. Но я очень активно работаю...

Какие темы в ресторанном бизнесе вас больше всего интересуют?

Меня сейчас очень интересует тема доставки. Тема очень актуальная и интересная технологически. Это направление растет и развивается...

Какие ближайшие планы вы строите для себя?

Пока я чувствую, что я долго буду заниматься ресторанным бизнесом, в планах — экспансия в соседние города. Сейчас мы в холдинге...

Главное — я убежден, что занимаюсь бизнесом. Уровень управленца определяется сложностью системы, которой он управляет...

Не хочу останавливаться на достигнутом, хочу усложнять систему, которой управляю.

Опубликовано:
05/06/2018

Рекомендуем

Интервью

С итальянским акцентом: пицца против санкций

Интервью с Аркадием Грицевским, Президентом  Федерации пицца-акробатики России, владелецем сети пиццерий Pizza da Mamma
Личный опыт

Как сделать ставку на качество и не прогадать

Фабрика-кухня, на которой готовят все — от хлеба до соусов, — является образующим объектом концепции
Интервью

Эпоха возрождения

Интервью с Романом Неводничанским — владельцем одного из лучших винодельческих хозяйств Германии
Личный опыт

Хлеба и зрелищ

Многофункциональные форматы нового времени. Новый проект Синиши Лазаревича Community на Космодамианской набережной
Интервью

«Ресторан — это энергия радости и удовольствия»

Илья Тютенков о том, как создавать концепции, чтобы они были успешными