Марков Дмитрий |  Май 2011

Amor fati: философия пространства

Дмитрий Марков - профессионал в сфере кофеен. Жизнь Эльдара Армасова была связана с клубами. Из симбиоза фантазий двух этих творческих и увлеченных, но таких непохожих друг на друга людей родилась идея кофейно-чайного пространства...

Марков Дмитрий, Армасов Ильдар

Дмитрий Марков - профессионал в сфере кофеен. Жизнь Эльдара Армасова была связана с клубами. Из симбиоза фантазий двух этих творческих и увлеченных, но таких непохожих друг на друга людей родилась идея кофейно-чайного пространства, с наступлением темноты превращающегося в DJ бар.

 - В чем заключается это превращение?

Ильдар Армасов: Утром открывается Amor fati, по задумке - безалкогольное заведение. Если алкоголь и присутствует, то он закамуфлирован: в меню – в потайной папочке, а при подаче – в чайной посуде. Нам хотелось, чтобы в Amor fati не было ни пивных кружек, ни рюмок из-под водки, то есть было бы все очень благопристойно - как холодильник с пирожными, как женский коллектив за стойкой и в зале, как публика, умиротворенно наслаждающаяся, скажем, всем многообразием зеленого чая… И так до 23 часов, пока не наступает своеобразное время Ч, когда кофейно-чайное пространство претерпевает некие магические метаморфозы, трансформируется. Девушки рассчитывают гостей, и сменяются коллегами мужского пола. Освещение становится более приглушенным и соответствующим театральным подмосткам, на которых вот-вот начнется действо. Стойка до утра лишается холодильника с кондитерскими изделиями, а высокие стеллажи - множества чайно-кофейных баночек, им на смену приходят батареи бутылок с алкоголем. В зале снимаются светлые столешницы, превращая чайные столики в низенькие столы, более подходящие для клубного интерьера. Занавес, днем небрежно драпирующий одну из стен, отодвигается, открывая скрытую до сей поры сцену. С этого времени мы - ночной DJ бар Al Capone, свидетельство чему – большие латунные буквы за спиной ди-джея. Начинается игра в живую музыку и сухой закон.

 - Сочетание почти несочетаемых пространств - кофейно-чайного с алкогольным – это и есть главная концепция вашего заведения?

Дмитрий Марков: Да. Хотелось бы уточнить, что возможность их сосуществования – не какое-то случайное явление, она целиком заимствована из стремления наших гостей примерять на себя самые непохожие роли. Посетители в светлое время суток более расположены к слегка медитативной, расслабляющей обстановке вкупе с чашечкой кофе, а в темное – к активным действиям, сдобренным щедрой порцией крепкого алкоголя, то есть им требуются заряд бодрости, адреналин, общение. Днем гости скорее находятся наедине с собой, каждый на короткое время пришел сюда из своего привычного мира - полчаса, и они опять погрузятся в него. Ночью же им хочется быть в компании. Мне кажется, ночь позволяет нашей публике быть более искренней, ди-джеи привносят особое настроение, алкоголь раскрепощает.

 - Не вступают ли в противоборство приключенческий дух Al Capone и сдержанный интеллект Amor fati?

И.А.: Противоборство между ними невозможно, как невозможен более или менее серьезный внутренний конфликт уравновешенной личности. Ночная «ипостась» проекта, как и ее прообраз, умеет здорово маскироваться. Мафиози изменяет внешность до неузнаваемости; при ярком солнечном свете у него иные повадки, как следствие - иное имя. Зачем чужим знать, что они имеют дело с Al Capone… Для них мы – Amor fati, о чем свидетельствуют все разрешения, лицензии и даже вывеска над входом. На дневное заведение возлагаются философско-просветительские и коммерческие задачи, DJ бар в силу неодинаковой нагрузки в течение недели - скорее имидж, а их общий тандем выливается в успешное предприятие, отвечающее современным требованиям, предъявляемым к концептуальным кафе и клубам.

 - Какие символы отличают ваше «пространство» от традиционного?

Д.М.: Мы стараемся привнести культуру в процесс потребления гостем того или иного напитка. К тому же в Питере практически нет мест, которые могут предложить такую полную карту крепкого алкоголя, например, всю географию виски. Если же говорить о вещах более абстрактных, даже эмпирических, стоит упомянуть о том, что, когда я увидел это помещение, сразу возникла ассоциация с магическим театром. Своей заброшенностью, грязью, сыростью наш подвал мог затмить многие самые жуткие трущобы, но в нем была определенная аура - это ведь как-никак питерский подвал, находящийся в непосредственной близости от Невского проспекта. Кофейно-чайное пространство действительно подразумевает некое интеллектуальное наполнение. Это не стандартная кофейня - с большими окнами, выходящими на оживленную магистраль и стайками девочек-тинэйджеров, без конца рассматривающих свои сотовые телефоны, - это, скорее, стиль жизни. Само название – Amor fati – взято из творчества Германа Гессе, который был убежден, что жизнь надо любить такой, какая она есть, но вместе с тем стараться не допускать лишних неприятностей. Чай – дух, алкоголь – физическая оболочка, то есть тело; удачное сочетание и того, и другого рождает гармонию, подобную гармонии сочетания дня и ночи. Эта концепция родилась задолго до открытия Amor fati, то есть все – стены, пол, потолок, неправильные геометрические фигуры столиков, освещение – повторяю, все сделано, чтобы смоделировать «пространство», а значит, отличается от общепринятых норм. Отдельного слова заслуживает наша стойка из натурального камня. Он имеет свою энергетическую природу, умиротворяет публику, снимает агрессию и напряженность - в общем, является нелишним элементом любого бара, где активно продают алкоголь.

 - И все же, на что делается ставка - на имидж или на коммерцию?

И.А.: «Пространство» задумывалось как коммерческий проект, а задача любого руководителя проекта, под который отводится какое-то помещение, – сделать так, чтобы это помещение использовалось по максимуму. Среди владельцев клубов и рестораторов распространено мнение: если посетители в каком-то месте пьют чай, кофе или обедают, вряд ли они пойдут туда ночью танцевать. А мы хотели, чтобы у нас гости делали и то, и другое. Чай и кофе приносят меньше денег, чем ром и виски, но приносят ежедневно, а не только в клубный час пик, отсюда соотношение прибыли. Зато наличие высококачественного и самого разнообразного алкоголя со всего мира прибавляет баллы нашему реноме и существенно увеличивает количество приходящего к нам народа. Идея трансформации, заложенная в концепцию, тоже благотворно сказывается и на имидже, и на коммерции. Впервые открывающееся заведение, чтобы стать успешным, либо должно быть расположено в шикарном месте, иметь высоченные окна-витрины и встречать каждого гостя посредством швейцара в расшитой золотом ливрее, либо уметь включать воображение и действовать под его командованием. В нашем случае пришлось выбрать второй путь. Не имея ни одного настоящего окна - все окна ложные, чтобы звук сквозь них не проходил в жилые дома, - мы сделали это практически незаметным. Кстати, чуть позже заработает еще одна «оконная» игра. На Литейном будут установлены web-камеры, таким образом, гости смогут наблюдать за кипящей жизнью центра города с помощью плазменных панелей, которые мы собираемся вмонтировать в одну из стен.

Д.М.: Подобный ход позволит не только еще больше оживить «пространство» и привнести визуальной динамики улицы, но и поможет с большей наглядностью проводить тематические мероприятия, чтобы заполнить заведение в будние ночи. Например, фестивали чайной культуры, или Ибица-party, когда на сцене играют ди-джеи, а за «окном» – море, солнце и чайки, или – по воскресеньям – сигарные вечера… Мы позиционируем себя очень дружелюбным заведением. Не хочу думать, что находящийся за углом «Магриб» или расположенный через две улицы Jet Set – наши конкуренты. Более того, нам хочется сделать большой баннер с информацией о ночных развлечениях города. Если клуб, открывшийся по соседству, захочет распространять на улице неподалеку от нас свои флайерсы, с нашей стороны возражений не будет, ведь существует ограниченный круг людей, перманентно перетекающий из одного заведения в другое, они сами в состоянии выбрать, где лучше. Мы же постараемся сделать, чтобы «лучше» было у нас.

Автор: Кадрина Айситулина

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3