технологии |  Июнь 2016

Гости из будущего

Генеральный директор компании iiko Роман Аврамов о том, какие решения в области автоматизации ресторанов будут рулить рынком через 5 лет

Гости из будущего
Аврамов Роман
Генеральный директор компании iiko

Какая доля рынка сейчас у iiko?

 

Если рынок в данном случае – это количество новых проектов автоматизации ресторанов, которые были реализованы за определенный период, то в России мы оцениваем свою долю примерно в 40%. По нашим данным, в 2015 году в России было завершено около 6000-6500 проектов по автоматизации ресторанов. За год мы реализовали 3005 проектов по всему миру, из них в России более 2600. Примерно такая же доля российского рынка принадлежит нашему ближайшему конкуренту — компании UCS. Остальные 20% распределяются примерно так: 15% — это решения на базе 1С и 5% — остальные. Из «остальных» я бы выделил молодое поколение игроков, которые предлагают облачные решения на планшетах, — 3% рынка.

 

 

Что вам как топ-менеджеру очень прогрессивной компании дал опыт работы с создателем iiko — легендарным Давидом Яном?

 

Прежде всего, стремление заглянуть немного вперед — на три, пять и чуть больше лет. Давид может часами говорить о том, как будет устроен мир через много лет. И iiko старается строить свои планы на несколько лет вперед с учетом возможных сценариев развития рынка. У нас есть четкое видение стратегии компании на три года вперед, и есть понимание, где мы хотим быть к 2021 году.

 

 

А можете сказать, что через пять лет будет востребовано в сфере автоматизации ресторанов, куда рестораторам уже сегодня надо смотреть?

 

За последние 30 лет кассовые аппараты эволюционировали от механических устройств до современных решениях на планшетах. Следующей революцией во взаимодействии пользователей с ресторанным ПО станут естественные интерфейсы – то, что принесли на мобильные устройства технологии Siri и Google Now. Подобные решения для ресторанов – это уже реальность. В качестве примера приведу одного из наших клиентов в Казани. Он запустил чат-бот, который позволяет гостю написать прямо в мессенджере на естественном языке «хочу суши-ролл Филадельфия», и этот заказ попадает сразу в iiko.

 

Другая заметная тенденция – это увеличение функциональности IT-систем при упрощении общения с ними. На рынок выходят искусственные интеллекты, которые анализируют естественное поведение пользователей, прогнозируют будущие события в их жизни и активно вступают в контакт с ними. Мой смартфон уже сейчас заранее предупреждает, что мне пора выходить на встречу и показывает на карте, где я припарковал мою машину. Я не нажимаю никаких кнопок – он сам анализирует хранящуюся в моем календаре информацию и дорожную ситуацию и выдает подсказки. Подобные решения для ресторанов не заменят традиционные кассовые системы, но существенно дополнят их.

 

 

Как в этом смысле помогут рестораторам ваши новые программные решения iikoExpert и iikoTeam, которые вы представляли на последнем «ПИРе»?

    

Эти решения как раз и являются в том числе частью наших разработок в области технологий искусственного интеллекта. iikoExpert — это такой робот, который постоянно следит за всем, что происходит в ресторане, и в режиме online оповещает руководство о потенциальных проблемах. iikoExpert анализирует основные показатели работы ресторана, сравнивая их с аналогичными значениями предшествующих периодов, с плановыми показателями, а в будущем - и со средними значениями для этого сегмента рынка, и оповещает об отклонениях от нормы. Например, сообщает, что подскочил фудкост и можно посмотреть, почему. В ближайшем будущем мы предоставим рестораторам возможность сквозного планирования, то есть автоматический прогноз продаж и планирование соответствующих ресурсов. На основании данных предыдущих периодов строится прогноз продаж с точностью до часа и до блюда. На основе прогноза можно сделать план продаж. Имея план продаж, система автоматически составит план производства — сколько закупить продуктов и сделать заготовок, и план по персоналу – сколько поставить официантов, кассиров, барменов, и кого именно вывести на работу, с учетом графика доступности сотрудников и оптимального labor cost.

iikoTeam — это приложение, которое позволяет коммуницировать с персоналом вне ресторана. Например, официант видит, какие премии ему начислены, личные планы продаж, что ему необходимо сделать для повышения заработка, а также новости ресторана, текущие акции и так далее. Мы считаем, что это позволит увеличить мотивацию сотрудников.

 

 

А если из будущего вернуться в настоящее, какие решения сегодня вы предлагаете рынку?

 

Мы всегда были инноваторами в отрасли. Облачные решения мы начали продвигать в 2011 году, первыми на российском рынке ресторанного ПО. Тогда же мы создали интеграционный интерфейс и стали создавать свой маркетплейс для разработчиков различных ресторанных приложений. Еще раньше, когда iiko только выходила на рынок, мы обнаружили, что почему-то никто не занимается разработкой готовых решений для управления ресторанными сетями. В начале 2009 года мы выпустили продукт под названием iikoChain, он, кстати работает и в сети «Кофе Бин», в кофейне которой мы с вами сейчас сидим. Сейчас этим уже никого не удивишь, но мы были первыми, и, я считаю, наша iikoChain до сих пор вне конкуренции. Сейчас все чаще популярные бренды стремятся развиваться по франшизе. Мы выпустили облачный сервис iikoFranchise, с помощью которого, в частности, решается задача франчайзера по консолидации и анализу структуры выручки собственных и франшизных точек, причем франшизные точки могут быть в разных странах с разными валютами. Кроме того, можно централизованно управлять номенклатурой, меню, технологическими картами и прочим, то есть задавать единые стандарты работы не только в рамках собственных корпоративных точек, но и в рамках всей франшизы.

 

 

Выпуская новый продукт или новую версию продукта, вы получаете фидбэк от пользователей. Как быстро вы реагируете на обратную связь?


У нас большая линейка продуктов, порядка двадцати. В то же время у нас довольно короткий цикл выпуска версий. Каждые два-три месяца мы выпускаем новую версию продукта. То есть четыре-пять раз в год рестораторы получают новую версию, в которой добавляется десять–двадцать новых функций. При планировании новых версий мы изучаем запросы рынка и тенденции его развития.  Инновационность — это основной принцип нашего подхода к разработке продукта и часть корпоративной культуры. При этом мы делаем массовый продукт, которым могут пользоваться любые заведения – от крохотного кафе до крупной сети, от столовой на заводе до концептуального гастрономического ресторана.

 

 

А какая лично у вас основная задача в компании?

Я отвечаю за разработку стратегических планов компании и претворение их в жизнь. Это и продуктовая стратегия, и взаимоотношения с клиентами, и выстраивание правильной корпоративной культуры. Например, я лично провожу собеседования со всеми будущими сотрудниками, от руководителей подразделений до офис-менеджеров. И бывает так, что я не беру классного и заслуженного специалиста, если понимаю, что он не соответствует нашей корпоративной культуре. Я считаю, что только благодаря системному подходу к этим вопросам нам удается все эти годы сохранять темпы роста быстрее рынка. 


Опубликовано:
09/06/2016

Рекомендуем

Как выбирать

Увидеть инновации кофейного мира в одном месте – это реально!

Руководитель выставки Moscow Coffee & Tea Expo Михаил Субботин расскажет про возможность увидеть все новинки кофейной индустрии, собранные на одной выставке, Александр Цыбаев, представитель компании «Мадиан», подробно опишет в каких направлениях развивается индустрия, а представитель компании Alpha Dominche Виталий Козлов поделится секретами одной из новинок, которая уже сейчас меняет представление о приготовлении напитков.
Как выбирать

Гриль-оборудование: какое выбрать?

Обзор оборудования для гриля и барбекю
Технологии

Как контролировать работу склада

Опыт работы фабрики-кухни «Братьев Караваевых»
Технологии

Автоматизация ресторанов: свежие тренды

Игроки специализированного IT-рынка размышляют о ближайшем будущем рынка автоматизации ресторанов
Технологии

Как не только выжить, но и процветать в эпоху кризиса?

Как отличить бесполезные рекламные трюки от действительно ценных предложений? Ответ есть у Jowi