Сентябрь 2007

“Ресторан” на одном квадратном метре

Продажа штучных товаров с использованием торговых автоматов во всех экономически развитых странах признана как достаточно эффективная и удобная разновидность торговли. Для России это одно из перспективных направлений развития...

“Ресторан” на одном квадратном метре

Продажа штучных товаров с использованием торговых автоматов во всех экономически развитых странах признана как достаточно эффективная и удобная разновидность торговли. Для России это одно из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса. Автоматы способны не только заменить устаревшие формы розничной торговли — лотки, палатки, киоски, но и стать достойной альтернативой небольшим стационарным предприятиям питания. Торговые аппараты, не нуждающиеся в отдыхе и способные работать 24 часа в сутки, — идеальные точки продаж там, где невозможно организовать кафе или магазин.

С сиропом и без

Идея автоматической торговли родилась довольно давно. Первая машина, напоминающая по своим функциям торговый аппарат, была придумана еще в Древней Греции. Она выдавала в храмах священную воду для омовения рук в обмен на монетки, которые прихожане опускали в специальную прорезь.

Автоматы, похожие на современные, появились в США в конце XIX века, с активным распространением малогабаритных фасованных товаров. Сначала с их помощью продавали жевательную резинку, чуть позже очередь дошла до сигарет и прохладительных напитков.

Со временем удобство эксплуатации и возможность реализовать самые разнообразные товары сделали эти мини­магазины популярными во всем мире. В Европе вендинг (vending) — деятельность, основанная на получении прибыли с сети торговых автоматов, давно является одним из самых доходных видов бизнеса. Во всех крупных городах автоматы можно встретить не только на оживленных улицах, станциях метро и в офисах, но и во многих барах и кафе. Благодаря им потребители могут в любое время суток выпить стаканчик кофе, перекусить сэндвичем, оплатить услуги операторов мобильной связи и даже осуществить коммунальные платежи.

В России торговые аппараты появились еще до революции, но поистине масштабное развитие этот вид торговли получил в советское время. Кто не помнит автоматы с газированной водой, утоляющей жажду за три копейки — с сиропом и за копейку — без него! Но экономический кризис, грянувший вслед за перестройкой, лишил смысла и копейку, и три, и автоматы исчезли с наших улиц.

В 1990­-х годах с приходом на отечественный рынок крупных зарубежных производителей вендинг в России стал возрождаться на принципиально новом уровне. Во многом этому способствовала активная маркетинговая политика мировых гигантов — Nestle и Coca­-Cola, для которых сети брендированных автоматов стали прекрасным средством продвижения продукции.

Сейчас на российском рынке работают около трех десятков крупных вендинговых операторов, каждый из которых эксплуатирует порядка трех сотен машин каждый. Многие из них, по сути, являются дистрибьюторами мировых брендов. Кроме операторской деятельности, предполагающей расстановку своих автоматов, их регулярное заполнение ингредиентами, расходными материалами, инкассацию выручки и техническое обслуживание, многие компании осуществляют продажи автоматов и ингредиентов для них. Помимо крупных игроков вендингом занимается множество частных предпринимателей, в чьей собственности находятся от одного до полусотни автоматов.

Сегодня на российском рынке можно встретить торговые автоматы разных марок, включая американские Vendo, итальянские Saeco и Necta, испанские Azkoyen, датские Scanamat, немецкие Jede и южно-корейские Samsung.

Легко ли быть молодым

В какой­-то степени о состоянии розничной торговли в той или иной стране можно судить по уровню развития вендинга. Мировой лидер вендингового бизнеса — Япония, где установлено около 7,5 млн. автоматов. Для сравнения, в Европе их порядка 4,1 млн., а в России, где вендинг переживает очередное рождение, весь парк машин насчитывает примерно 15 тыс. автоматов, из которых большая часть приходится на города­миллионники. Крупнейшим оператором в России является компания Coca­Cola, которой принадлежит около 1,5 тыс. автоматов.

В Японии, Южной Корее и ряде европейских стран на 20–40 человек приходится один торговый автомат. Несложно подсчитать, сколько их должно быть в той же Москве. Поэтому, на мой взгляд, вендинговый бизнес в России, несмотря на свою восьмилетнюю историю, находится в самом начале пути, — отмечает генеральный директор компании Rus Vending.

Но молодость рынка имеет и свои плюсы, а скромная статистика свидетельствует о большом потенциале для роста. Сегодня о вендинге говорят как об одном из наиболее доходных сегментов розничного бизнеса. Продажа и установка торговых автоматов становятся для многих предпринимателей перспективным вариантом вложения инвестиций. Постепенно повышается и уровень доверия со стороны покупателей к автоматизированной торговле.

Вендинг имеет множество неоспоримых преимуществ перед традиционной формой розничной торговли.

Во­-первых, с внедрением торговых автоматов ощутимо возрастает эффективность продаж. Высокая скорость оборачиваемости товаров способствует сокращению времени на их приобретение и потребление, а за счет автоматизации технологических процессов снижаются издержки обращения.

Во­-вторых, в автоматах создаются оптимальные условия для хранения продовольственных товаров. Они способны функционировать круглые сутки, просты и надежны в эксплуатации. Автоматы имеют небольшие габариты и различные варианты подключения (к водопроводу или автономно). Такую машину можно поместить на площади в 1 кв. м практически в любом месте, где организация стационарной торговой точки экономически нецелесообразна.

В-­третьих, автомат не заболеет, не уйдет в отпуск, не продаст испорченный товар и не потребует зарплаты.

В­-четвертых, стильное и красочное оформление привлекает внимание покупателей, свободные площади могут заинтересовать потенциальных рекламодателей. А это, кстати, возможность для дополнительного заработка.

Наконец, стоит отметить, что некоторые автоматы принимают не только наличные, но и пластиковые карточки.

Сейчас вендинговый рынок — практически не занятая экономическая ниша. Благодаря быстрой окупаемости, минимальным затратам на эксплуатацию и высокому уровню рентабельности вендинг является одним из наиболее привлекательных и доходных видов бизнеса. Чтобы открыть дело, не нужно проходить через большое количество инстанций, достаточно получить регистрацию частного предпринимателя. Не требуется никаких специальных разрешений и лицензирования деятельности, нет необходимости арендовать складские помещения и офис, нанимать дополнительный персонал, — говорит маркетолог компании “Профессиональные торговые автоматы”.

Разнообразие видов

Существует несколько разновидностей автоматов, предназначенных для реализации различных продовольственных и непродовольственных жидких, сыпучих или штучных товаров моментального спроса. По конструктивному исполнению все торговые машины можно разделить на автоматизированные модели в настольном или напольном исполнении и механические аппараты.

Настольные не получили в России широкого распространения: они встречаются лишь в некоторых офисах и заведениях быстрого питания, где с их помощью ускоряется процесс обслуживания посетителей. Также в числе аутсайдеров — довольно примитивные механические устройства, которые можно отнести к “детским автоматам”. Через них в магазинах продаются жевательная резинка, леденцы, мармелад, игрушки в капсулах и мелкие конфеты.

Наиболее востребованы напольные торговые автоматы. Они условно делятся на машины, предназначенные исключительно для продажи готовых к употреблению продуктов (снеков) и непродовольственных товаров, а также на аппараты для приготовления и дальнейшей реализации горячих напитков.

К основным позициям, реализуемым с помощью “автоматических продавцов”, относятся горячие напитки, охлажденная газировка в банках и бутылках и продукты в малогабаритной упаковке (шоколадки, чипсы, сухарики, сигареты, жевательная резинка и пр.). Существуют автоматы для продажи прессы, карт оплаты сотовой связи и IP­-телефонии.



Место под солнцем

Обычно ассортимент автомата определяется в зависимости от сезонного спроса и потребностей потенциальных покупателей. Принципиальное значение для вендинга имеет выбор места, поскольку прибыль напрямую зависит от количества покупателей. Обычно автоматы рекомендуется устанавливать в местах с высокой ежедневной посещаемостью и массового скопления людей. Наиболее выигрышные площадки — офисы крупных компаний, учебные заведения, аэропорты, супер­ и гипермаркеты. Иными словами, автоматы целесообразнее располагать там, где имеются проблемы с полноценным питанием, а также в различных учреждениях, где люди спокойно ожидают своей очереди, — полагает инженер компании Rus Vending.

На первый взгляд идеальное место “прописки” для автоматов — оживленные городские улицы, подземные переходы и транспортные магистрали. Однако, как показал опыт их эксплуатации в метро, привлекательность способна обернуться солидными убытками — владельцам автоматов не раз приходилось сталкиваться с актами вандализма.

Во многом успех бизнеса зависит от правильного выбора товара, который предполагается продавать в том или ином месте, и, соответственно, типа автомата. Например, аппараты по продаже газировки и снеков целесообразно устанавливать в учебных заведениях, по приготовлению зернового кофе и дорогостоящих свежевыжатых соков — в офисных центрах и магазинах класса “премиум”, а модели по продаже средств личной гигиены стоит поместить в стенах ночного клуба.

Предприятие общественного питания — нежелательный сосед для торгового автомата. Если покупатель встанет перед выбором, перекусить на ходу или в спокойной обстановке, он, скорее всего, предпочтет второе. Не последнюю роль в принятии данного решения сыграет несколько ограниченный ассортимент товаров, представленных в автомате. Но перед автоматами обычно не ставится задача полностью заменить собой полноценное кафе или ресторан. Они хороши там, где у людей мало времени на еду, — в учебных заведениях и офисах. Автоматический продавец может функционировать круглосуточно, обслуживая засидевшихся допоздна сотрудников. Немалое значение имеет и ценовой фактор. Так, в сетевых заведениях чашка кофе стоит не меньше 60 рублей, а при реализации через автомат — 10–12.

Еще одна сфера применения торговых автоматов — летние кафе и уличные кафетерии, где требуется быстро обслуживать многочисленных покупателей. Удобны они и при кейтеринговом обслуживании, когда нужно за небольшой временной интервал обеспечить горячими напитками немалое количество людей.

Сегодня в ряде мегаполисов мира автоматы постепенно приходят на смену более дорогим в обслуживании мелким стационарным точкам. Мы тем временем учимся на своих ошибках. Например, при автосервисе сначала открывают кафе, через год­-другой понимают, что его довольно накладно содержать, закрывают и только потом устанавливают более дешевые в эксплуатации аппараты.

Правила игры

Войти в вендинговый бизнес сегодня можно при наличии стартового капитала всего в $3,5 тыс. Именно столько стоит самый дешевый южно-корейский автомат для горячих напитков. Однако, имея в собственности лишь один аппарат, на получение ощутимой прибыли вряд ли стоит рассчитывать.

Профессионалы рекомендуют отталкиваться от суммы инвестиций в $50 тыс., которая позволит приобрести парк из десятка моделей. Понятно, что за такие деньги не удастся открыть даже более­-менее приличное предприятие питания на окраине города. К тому же всякого желающего открыть кафе или торговый ларек ждет масса проблем, начиная с выбора помещения и получения бумаг, разрешающих ведение бизнеса, и заканчивая пристальным вниманием со стороны контролирующих организаций. При автоматной торговле расходы на зарплату, аренду, налоговые отчисления и т.д. сокращаются.

Предпринимателю достаточно приобрести технику, рассредоточить ее на приемлемых условиях аренды в проходных местах и просчитать рентабельность, подумав о том, какая продукция будет пользоваться наибольшим спросом. Конечно, придется изредка проведывать автоматы, чтобы своевременно заполнять их стаканчиками, ингредиентами и инкассировать выручку. Отчасти снизить экономические риски и сэкономить средства можно, взяв несколько автоматов в аренду с правом дальнейшего выкупа.

В вендинговом бизнесе существуют две основные схемы получения прибыли. Наиболее простая подразумевает продажу конечного продукта через торговый автомат и зарабатывание на разнице между стоимостью ингредиентов и продажной ценой напитка. Менее прибыльная, но более дальновидная схема вендинга, часто практикуемая в регионах, — сдавать автоматы в аренду магазинам или кафе с большой проходимостью. В этом случае, если автоматов будет много, удастся заработать за счет больших оборотов.

Договориться с владельцами площадок, на которых хотелось бы разместить автоматы, можно на различных условиях. Самый затратный вариант — арендовать площадки с фиксированными выплатами владельцу. Аренда квадратного метра торговой площади в столице колеблется в широких пределах и в среднем составляет порядка $300 в месяц. Наиболее высокие ставки действуют в сетевых магазинах, торгово­развлекательных центрах и аэропортах. Другой, менее распространенный вариант предполагает комиссионные отчисления — определенный процент от выручки (в Москве 7–15 процентов) собственнику территории. Экономичный способ — убедить арендодателя поставить автомат на бесплатной основе. Вполне реально договориться с администрацией школ, вузов и офисных центров.

В силу сравнительно невысоких затрат на организацию вендингового бизнеса в последние годы интерес к автоматам в регионах оказывается чуть ли не выше столичного.

Многие региональные предприниматели закупают у нас автоматы контейнерами (по 18 штук в каждом). Становясь пионерами вендинга в своем городе, они задаются целью занять как можно больше прибыльных мест в кратчайшие сроки. В столице находится немало предприимчивых граждан, которые, не имея больших финансовых возможностей, закупают автоматы в ограниченном количестве и стараются поставить их в наиболее проходных местах. Однако в Москве решение этого вопроса осложняется довольно высокими арендными ставками и некоторой конкуренцией на рынке, где уже успешно работает ряд достаточно крупных вендинговых компаний с парками по 300– 500 автоматов, — рассказывает генеральный директор компании Rus Vending.

Доходный сегмент

Основным критерием успешности вендинга, как и любого другого торгового бизнеса, является объем продаж. Никакие иные показатели не оказывают существенного влияния на рентабельность.

Наибольшим спросом на рынке пользуются автоматы для приготовления горячих напитков, в первую очередь различных видов кофе. Поскольку все напитки, которые можно приобрести с помощью автоматов (кофе, чай, кисель, горячий шоколад, бульон) требуется сначала приготовить, приемлемая для покупателя наценка на них оказывается гораздо выше, чем на фасованный товар. Именно этим автоматам отдают предпочтение те, кто хочет при наименьших первоначальных капиталовложениях получить наибольший доход и как можно быстрее развить свою торговую сеть.

О том, что автоматы способны весьма быстро окупить вложенные в их приобретение деньги, говорят данные примерного расчета окупаемости модели SVM­6111NB от Samsung, приведенные специалистами компании Rus Vending.

Согласно им, при себестоимости порции черного кофе (с учетом стоимости стаканчика) в 1,29 рубля цена напитка может составить 9 рублей (600­-процентная наценка). При среднесуточном объеме продаж порядка 40 порций средняя ежемесячная выручка составит 12 тыс. рублей. За вычетом себестоимости, аренды места (10 процентов от выручки) и зарплаты техника (5 процентов от выручки) чистая прибыль в месяц будет 7,2 тыс. рублей. При таком раскладе автомат стоимостью $3,2 тыс., установленный в проходном месте, может окупиться за 14 месяцев. Понятно, что подобные расчеты довольно условны, поскольку не учитывают продажи других напитков. Естественно, при солидном объеме продаж и более высоких ценах на напитки сроки окупаемости могут значительно сократиться.

Минимум продаж, позволяющий говорить об экономической привлекательности автомата, составляет не менее 50 чашек кофе в день. При правильной организации бизнеса стоимость предлагаемых нашей компанией автоматов Azkoyen (от 3 до 6 тыс. евро в зависимости от модели и количества опций) должна окупиться за 8–14 месяцев, после чего они начнут приносить чистую прибыль, — отмечает директор по продажам компании VendoRus Group.

На втором месте по популярности — комбинированные автоматы для реализации не только горячих, но и прохладительных напитков в алюминиевых банках по 0,25 и 0,33 л или в стеклянных бутылках по 0,5л. Благодаря своей универсальности они не остаются без внимания потребителей в любое время года.

Автоматы для реализации снеков (печенья, сэндвичей, йогурта, шоколада и т.д.) можно рассматривать лишь в качестве дополнения к машинам для напитков. Наценка на фасованный товар при реализации через автоматы составляет всего порядка 20 процентов.

По словам Татьяны Рыжковой, исполнительного директора компании “Мистерия Вендинг Машинз”, говорить о сверхприбылях в этом бизнесе все­таки не приходится. Компания, имеющая в своем парке 200–300 автоматов, несет большие накладные расходы, и поэтому рентабельность, как правило, не превышает 10–15 процентов.

Автомат в разрезе

Внешне торговые машины для горячих напитков мало чем отличаются друг от друга: все они имеют металлический корпус и витрину из ударопрочного пластика. Но одни автоматы могут готовить напитки только из растворимых концентратов, другие же позволяют заваривать зерновой кофе и даже листовой чай.

Ассортимент всех автоматов включает в себя довольно большое количество напитков из натуральных ингредиентов. В первую очередь это кофе и напитки на его основе из растворимого и, реже, зернового сырья: эспрессо, кофе черный, с молоком, со сливками, с шоколадом, американо, капучино, мокачино (капучино с шоколадом). Помимо этого многие автоматы могут приготовить горячий шоколад, шоколад со сливками, фруктовый или листовой (черный, зеленый) чай, кисель и бульон (куриный, говяжий, грибной).

Покупателю достаточно выбрать на лицевой панели необходимый напиток, отправить деньги в платежное устройство, нажать на соответствующую кнопку и дождаться выполнения заказа.

Любой напольный автомат снабжается диспенсером для размещения пластиковых стаканчиков и устройством для их подачи. В небольших настольных моделях, рекомендуемых производителями для офисов, такая возможность отсутствует, поэтому стаканчики ставят в специальный держатель, который крепится на корпус автомата. Получив заказ, машина задействует устройство выдачи, которое освобождает стаканчик емкостью 150, 180 или 200 мл, выпадающий под собственным весом в стаканодержатель.

Процесс приготовления занимает от 10 секунд (для растворимого черного кофе без сахара и сливок) до 30 секунд (для капучино с пышной пенкой). Технологии смешивания ингредиентов варьируются в автоматах разных марок. Например, в аппаратах Kikko от компании Necta при приготовлении черного кофе используется следующий процесс. С помощью шнека, находящегося в контейнере с растворимым кофе, нужное количество продукта подается в нижнюю часть миксера. Туда же высыпается порция сахара, а в среднюю часть начинает поступать горячая вода. Одновременно включается размешиватель — крыльчатка с четырьмя лопастями, которая перемешивает и взбивает ингредиенты. Большое значение имеет плавная регулировка мощности вращения: она позволяет добиться для кофейных напитков густой насыщенной пенки, свидетельствующей как о качестве сырья, так и об уровне технологии приготовления. После того как подача воды закончилась, миксер выключается, и напиток переливается в стаканчик. Покупатель слышит звуковой сигнал, а на дисплее появляется надпись “Возьмите напиток”.

В автоматах от Samsung используется миксер в виде вертикального стержня с насадкой в виде круглой пластины с зазубренными краями, опускаемый в напиток сверху. А вот в автоматах Cleo, предлагаемых торговой компанией ЭПС, применяется технология In Cup Mixing. Стаканчик внутри автомата проезжает мимо контейнеров, из которых в него последовательно высыпаются ингредиенты, затем заливается часть воды и миксер взбивает напиток прямо в стакане. После этого туда добавляются сахар и оставшаяся часть воды, а также дополнительные нерастворимые ингредиенты — кусочки шоколада, цельные орехи и т.п. Далее стаканчик выезжает в окошко, где его берет покупатель. Регулируемая скорость движения площадки и электронная система контроля нагрузки предохраняют содержимое стакана от расплескивания.

Кофейные автоматы могут подключаться к магистральному водопроводу или работать автономно, с использованием канистр, располагающихся внутри. В первом случае автоматы комплектуются специальными фильтрами, которые служат для смягчения и очистки водопроводной воды от примесей хлора и тяжелых металлов. Во встроенном в любой автомат бойлере вода нагревается для растворимого кофе до 90°С, а для зернового кофе и листового чая до 94°С.

Роль “мозга” автомата выполняет встроенный микропроцессор — высокотехнологичная электронная плата. Настройки можно задавать с внешней панели управления. Процессор позволяет не только программировать автомат, выставляя для каждого напитка свою цену и рецептуру приготовления (объем ингредиентов, расход продуктов на порцию, время обработки, температуру воды), но и вести полную статистику по продажам, учитывая количество реализованного товара и сумму выручки, проводить диагностику неисправностей. Вся информация отображается на LCD дисплее.

В автоматах, в которых варится зерновой кофе, предусмотрены встроенная кофемолка и эспрессо­модуль. По технологичности они почти не уступают профессиональным кофемашинам. Это хороший вариант для владельцев торговых точек, которые хотят предложить своим посетителям качественный свежемолотый кофе, но не могут позволить себе оплачивать услуги бариста.

Довольно интересный автомат, не имеющий аналогов на российском рынке, — модель Kikko T6E­R/TPQ. Она может готовить 14 напитков, включая листовой чай. Процесс его приготовления напоминает варку кофе, но без использования кофемолки. Порция чая, высыпающаяся из контейнера, прессуется в таблетку, на которую подается 10 мл горячей воды; в течение 5—7 секунд идет заваривание. Затем через чайные листья пропускается оставшаяся часть воды под давлением.

Ряд уникальных опций имеют и автоматы от испанской фирмы Azkoyen, работающей на этом рынке уже 60 лет.

Модели серии Veneto комплектуются охлаждающими модулями, что позволяет дополнить ассортимент холодными молочными коктейлями. Внутри автоматов предусмотрена вытяжка, выводящая наружу горячий влажный воздух из зоны приготовления напитков. Это существенно увеличивает ресурс оборудования: срок его работы — не менее 10 лет. Учитывая высокую надежность оборудования, наша компания дает на него двухлетнюю гарантию. Помимо всего прочего в технике Azkoyen предусмотрены различные опции: сигнализация, плавная регулировка добавления сахара, синтезатор голоса, ИК­терминал, принтер для печати статистики. Можно регулировать производительность автомата в зависимости от условий эксплуатации, запрограммировав время его включения и приготовления напитка. Так, можно в пиковые часы задать режим приготовления капучино за 20 секунд вместо стандартных 30 или активизировать бонусную продажу (например, каждая пятидесятая чашка выдается бесплатно). Все торговые автоматы имеют защиту от несанкционированного доступа, а расчет ингредиентов на определенное количество порций позволяет лучше контролировать обслуживающий персонал, — рассказывает генеральный директор компании VendoRus Group.

В автоматах по продаже снеков обычно применяется спиральный тип модуля выдачи товаров. Продукты загружаются в лотки, снабженные спиралями с различным количеством и диаметром витков. Спираль приходит в движение, и желаемый продукт попадает в окно выдачи. Расстояние между лотками и шагом спиралей можно регулировать, что позволяет продавать товары различных размеров. Гораздо менее распространена лифтовая система выдачи товаров, увеличивающая стоимость автомата где­то на 30 процентов. Она идеально подходит для продуктов с нежной консистенцией: пирожных, мороженого и пр.

Снековые аппараты с недавнего времени стали пользоваться неплохим спросом. Как правило, их приобретают предприниматели, уже закупившие автоматы для горячих напитков. Они справедливо полагают, что комплект из двух моделей позволит им сформировать своеобразные мини­-кафе и повысить объемы продаж. Стоит отметить, что модели серий Kikko и Snakky от Necta могут совместно использовать одно платежное устройство. Таким образом, на очень малой площади удается организовать точку питания с достаточно разнообразным ассортиментом, — говорит Татьяна Рыжкова.

Интерес вызывает и модель Combi Snack от компании Saeco. Верхняя часть аппарата предназначена для продажи горячих напитков — натурального кофе, шоколада, молока, чая. Нижняя предлагает покупателям различные снеки — сэндвичи, салаты, орехи, шоколадки, чипсы и пр., напитки в банках и бутылках. Этот универсальный автомат способен заменить целое кафе.

В автоматах Saeco особого внимания заслуживает центральное устройство для приготовления кофе. Оно состоит из кофемолки и заварочного узла, которые обеспечивают, соответственно, оптимальный помол и качественную варку кофе. В узлах, где происходит смешивание растворимых ингредиентов, применяется система, с помощью которой удается избежать засорения диспенсеров даже после длительной эксплуатации оборудования. Открытая конструкция и встроенный вентилятор позволяют удалять пар и взвесь, образующуюся при насыпании ингредиентов. Миксеры взбивают в пену молоко и шоколад так, что капучино и мокачино получаются не хуже, чем в итальянских кофейнях. С помощью программирования различных автоматических функций по таймеру в заданные моменты можно установить промывку автомата, включение и выключение, предварительный помол, “счастливые часы” и т.д. Микропроцессор разрабатывает наиболее подходящие конкретному заказчику электронные системы учета продаж и контроля с использованием КПК и персонального компьютера, а также позволяет интегрировать оборудование в систему интеллектуального управления. Индивидуальные программируемые замки к каждому автомату исключают возможность вскрытия с помощью похожих ключей. Автоматы Saeco способны предложить от 6 до 20 видов горячих напитков и от 20 до 56 разновидностей снеков, — говорит маркетолог компании "Профессиональные торговые автоматы".

За рубежом в торговые автоматы принято устанавливать GSM модули, периодически выдающие информацию о состоянии каждой единицы сети. Например, сигнал о том, что в таком­то аппарате закончились стаканчики или в баке нет воды, сразу же поступает в компьютер. Это снижает время простоя техники и операционные расходы. К сожалению, на российском рынке аппараты с GSM модулями встречаются пока довольно редко.

Платежные системы

Приобретая автомат, нужно выбрать и платежную систему — интеллектуальное устройство, призванное “отсеивать” монеты и купюры старого образца (выпущенные до 1997 года), иностранные, поддельные, а также предметы, похожие на деньги. Выбор надежной платежной системы очень важен, так как ошибка чревата большими потерями, вплоть до полной утраты контроля над бизнесом. Стоит отметить, что большинство производителей торговых автоматов приобретают платежные системы у сторонних фирм. Исключение составляют лишь Samsung и компания Azkoyen, которая устанавливает монетоприемники собственного производства, анализирующие монеты по шести степеням проверки.

В автоматах может быть использована как наличная, так и безналичная система платежа. Монетоприемниками оборудуются все без исключения автоматы. Более гибкий вариант подразумевает установку еще и купюроприемника. Автоматы последнего поколения имеют блок для безналичных платежей, который обычно реализуется в виде перезаряжаемых электронных ключей и механизмов их считывания. При необходимости автоматы можно настраивать на бесплатную выдачу напитков и продуктов. Как правило, это практикуется в офисных центрах.

Даже наиболее доступные в финансовом плане системы — монетоприемники без функции сдачи — представляют собой сложные электронные устройства, защищенные от подделок и примитивных попыток мошенничества вроде “монеты на ниточке”. Дороже обойдутся устройства, не только принимающие российские монеты номиналом 1, 2 и 5 рублей, но и выдающие сдачу. В российских условиях, где отсутствуют монеты крупного достоинства, одного монетоприемника явно недостаточно. Поэтому все автоматы обязательно дооборудуются купюроприемниками для банкнот номиналом 10 и 50 рублей. Установка комбинированной платежной системы — монетоприемника и купюроприемника — сразу увеличивает объем продаж на 70 процентов. Безусловными мировыми лидерами в производстве монетоприемников являются Mars Electronic International — Mars (Англия) и National Injector Incorporate — NRI (Германия), а купюроприемников — компания Global Payment Technologies — GPT (США).

Вендинг вне закона?

Как ни прискорбно, но с ростом вендингового бизнеса возникают и сложности, связанные с пробелами в российском законодательстве. Современные налоговые правила, применяемые к торговым автоматам, не способствуют развитию отечественного рынка вендинга и даже сдерживают его. С начала 2005 года в соответствии с Федеральным законом №54­ФЗ при продаже товаров за наличные нужно в обязательном порядке применять контрольно­-кассовую технику. Иными словами, при совершении покупки автомат должен выдать покупателю фискальный чек.

Парадокс заключается в том, что вплоть до 2005 года Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно­-кассовым машинам несколько раз продлевала срок, в течение которого владельцы автоматов могли обходиться без этой техники. Однако в прошлом году комиссию расформировали, а ее функции по ведению реестра ККТ передали Федеральному агентству по промышленности. Причем никаких разъяснений по поводу применения кассовых аппаратов при продаже товаров через торговые автоматы этот орган до сих пор не выпустил. Получается, что сейчас владельцы торговых автоматов формально нарушают Федеральный закон о ККТ.

Установка в каждый торговый автомат фискального регистратора — труднореализуемая задача, сопряженная с высокими издержками, которые сопоставимы со стоимостью самого аппарата. К тому же во многих моделях это технически нельзя сделать. Установив ККМ, предприниматель должен будет ежедневно осуществлять кассовые операции и регулярно сдавать налоговую отчетность по каждому автомату, зарегистрированному в территориальной налоговой инспекции по месту размещения. Особенно усложнит установка ККМ деятельность компаний, управляющих сетями из нескольких сотен торговых автоматов, многие из которых периодически меняют место “прописки”. Конечно, можно пойти по другому пути, организовав рабочее место кассира рядом с каждым автоматом. Но это будет уже не автоматическая торговля. Таких требований к торговым автоматам нет ни в одной стране. В сентябре 2005 года было зарегистрировано первое профессиональное объединение компаний, работающих на вендинговом рынке России, — Национальная ассоциация автоматизированной торговли. Вопрос, за решение которого ассоциация взялась первым делом, стало именно использование ККМ в торговых автоматах, — отмечает Татьяна Рыжкова.

Еще один казус связан с уплатой единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Как известно, торговый автомат может продавать готовые продукты и напитки, изготовленные из ингредиентов. При продаже газированной воды в банках, чипсов или газет через автоматы осуществляется розничная торговля. Если в регионе данный вид предпринимательства переведен на “вмененку”, владельцы автоматов должны платить ЕНВД. Автомат, готовящий кофе и чай, можно рассматривать как мини-­кафе, и ЕНВД он облагаться не может.

По мнению Натальи Бабушкиной, развитие рынка тормозит и изобилие дешевых, устаревших и не всегда корректно работающих автоматов, которые портят репутацию бизнеса.

Но, как бы там ни было, рынок развивается, и довольно интенсивно: только в прошлом году в Россию поступило около 5 тыс. новых торговых автоматов. Роман ХОХЛОВ

Источник: Ресторанные ведомости

Опубликовано:
29/09/2007

Рекомендуем

Технологии

r_keeper: автоматизация ресторанов – главный тренд цифровой эпохи

Как учитывать все технические, экономические и маркетинговые особенности ресторанного рынка?
Новинки

Концепция вкусной подачи из первых уст

Философия урбанистики и вдохновение природой
Новинки

Неординарный подход к подаче блюд в кейтеринге всегда успешен с продукцией DUNI

Марина Антонова, управляющий партнер/директор компании Solo Catering дала интервью последней тенденции в сфере её деятельности.
Новинки

Будьте первыми

Что помогает в реализации идеи приема пищи как вечного праздника вкуса
Новинки

ECO-FRIENDLY PRODUCTS от DUNI

Уходящий год экологии в России вызвал большой интерес к экологичной упаковке
https://www.high-endrolex.com/3