Правила хорошего звука

Звуковое сопровождение — одна из составляющих атмосферы ресторана, бара или кафе. Чтобы оно радовало слух и создавало у гостей особое настроение, важно не только грамотно подобрать композиции, но и правильно их “озвучить”.

Правила хорошего звука

Звуковое сопровождение — одна из составляющих атмосферы ресторана, бара или кафе. Чтобы оно радовало слух и создавало у гостей особое настроение, важно не только грамотно подобрать композиции, но и правильно их “озвучить”. Следовательно, ресторатору придется приобрести и установить комплект профессиональной звуковой аппаратуры.

Конечно, купить “бумбокс” и поставить его на стойке бара по силам любому, но в этом случае говорить о качественном звуке не приходится. Проектирование и установка профессиональных аудиосистем требуют соответствующих знаний, опыта, оборудования. Поэтому ресторатору, заботящемуся о комфорте гостей и имидже своего заведения, необходимо обратиться в специализированную фирму. Причем чем раньше он это сделает, тем лучше.

Акустический расчет

Первый шаг, который должен предшествовать выбору аудиоаппаратуры, — расчет акустических помещений. Замер характеристик звукового поля производится с помощью точно откалиброванного микрофона и аппаратного комплекса, построенного на базе персонального компьютера со специальным программным обеспечением. На основании акустического расчета можно определить тип, количество и мощность необходимого звукового оборудования, точно вычислить оптимальное расположение, высоту подвеса и угол наклона колонок.

Как правило, для кафе и ресторанов проводится упрощенный расчет по принципу “свободного поля”, то есть без учета отражений звуковых лучей от поверхностей окружающих предметов, а также заполняемости залов. Поскольку для каждой категории помещений уже рассчитаны свои нормы звукового давления, то, зная параметры динамика и высоту его подвеса, всегда можно добиться необходимого уровня звука в заданной точке, — говорит главный инженер компании IBERI — поставщика профессиональной аудиоаппаратуры.

При более детальном расчете учитываются архитектурные элементы (подвесные конструкции и колонны), расстановка мебели, звукопоглощающие и звукоотражающие свойства материалов. Данная технология — довольно трудоемкая и дорогостоящая, поэтому применяется в основном для театрально­концертных площадок.

Чтобы при монтаже оборудования не возникло проблем, акустический расчет целесообразно провести на стадии эскизного проектирования, в крайнем случае — черновой отделки залов. Однако на практике об аудиоаппаратуре нередко вспоминают в последнюю очередь, когда интерьер уже полностью готов. В итоге звук “тонет” в море дефектов, вызванных неправильным размещением оборудования, конфигурацией помещений и особенностями отделоч­ных материалов. Среди наиболее распространенных — флаттер (“порхающее эхо”), “стоячие волны” и тональная асимметрия, то есть неравномерное восприятие звука от правого и левого каналов. В помещениях, где много стеклянных или мраморных поверхностей, происходит многократное отражение звуковых волн, в результате чего мелодии и голоса “размываются”. При обилии металлических конструкций звук начинает резонировать, а мягкие поверхности его, напротив, поглощают — в результате музыка звучит глухо и невыразительно. Залы с низкими потолками изначально “запрограммированы” на зажатое звучание. Большие по площади параллельные стены ощутимо увеличивают эффект “порхающего эха” или многократных акустических отражений: прямой звук и запаздывающий отраженный воспринимаются раздельно. Вогнутые поверхности (например, ниши) также способствуют образованию эха и, кроме того, приводят к расфокусировке акустических волн. В итоге вместо приятной музыки гости слышат раздражающий гул.

Еще одна распространенная проблема — повышенный уровень внешнего шума. Как правило, для компенсации этого и ряда других акустических дефектов достаточно сделать хорошую звукоизоляцию из специальных материалов. Например, для устранения “порхающего эха” и “стоячих волн” подойдут стеновые и потолочные звукопоглощающие панели Ecophon (Швеция).

Правда, если интерьер уже готов, собственник едва ли захочет его переделывать ради звукоизоляции. Поэтому в борьбе с акустическими дефектами инсталляторы стараются обойтись “малой кровью”, рассредоточивая в пространстве динамики с тщательно подобранными диаграммами направленности. Еще один способ нивелировать акустические дефекты — обработка звука в тракте аппаратуры звукоусиления (применяются алгоритмы частотной коррекции, фильтрации, компрессии, шумоподавления).

Цели и средства

Аудиоаппаратура подбирается исходя из того, как именно предполагается организовать звуковое сопровождение: для фоновой музыки и для концертов требуются разные комплекты. Впрочем, отметим, что в клубах и ресторанах артисты выступают в основном под фонограммы, поскольку “живое” исполнение требует не только специальной техники, но и присутствия как минимум звукорежиссера.

В любом случае не стоит, стремясь сэкономить, приобретать вместо профессионального оборудования обычный музыкальный центр. Бытовая аудиотехника не рассчитана на непрерывную многочасовую работу и при интенсивной эксплуатации довольно быстро выходит из строя. Особенно высокие требования в плане надежности предъявляются к аппаратуре для воспроизведения фоновой музыки, которая во многих барах, ресторанах, а также фойе гостиниц звучит едва ли не круглосуточно.

При организации полноценной концертной площадки потребуется установить оборудование для воспроизведения музыки, речевых объявлений, сигналов оповещения, то есть, говоря языком профессионалов­-инсталляторов, создать отдельный звуковой тракт.

В начале тракта

В самом начале звукового тракта располагаются приборы, формирующие акустические сигналы, — устройства для воспроизведения уже записанного звука, микрофоны, а также музыкальные инструменты.

Для проигрывания музыки с различных аудионосителей можно использовать кассетную деку с автореверсом, стереофонический AM/FM тюнер, чейнджер для CD, а также DVD-­плеер, работающий со звуковыми форматами DVD­Audio и Super Audio CD (SACD) и обеспечивающий многоканальное звучание высокого качества. Добиться более естественного звучания позволит проигрыватель виниловых дисков. Профессиональная караоке­-система включает в себя дисковый чейнджер, работающий с различными форматами (DVD, VCD, MP3, MP4, CD, Photo­CD). Также можно использовать персональный компьютер: на винчестер записывается фонотека МРЗ­-файлов, из которых формируются рlау­-листы.

Микрофоны разных типов имеют общий принцип действия — преобразование звуковых колебаний в электрические. Наиболее распространены динамические и конденсаторные проводные модели. Первые применяются для воспроизведения вокальных партий во время концертных выступлений. К тому же динамические микрофоны прекрасно приспособлены для прозрачной деталировки сигналов при самых высоких уровнях звукового давления. Вместе с тем при восприятии верхних частот результат оказывается не вполне удовлетворительным. Конденсаторные микрофоны с широким частотным диапазоном обеспечивают высококачественное воспроизведение верхней части звукового диапазона, более мягкий и натуральный звук. Однако они довольно чувствительны к перепадам температуры и влажности, а также к перегрузкам; при превышении определенного уровня звукового давления у них может произойти разрушение мембраны.

Важный критерий при выборе сценического микрофона — диапазон рабочих частот. У наиболее совершенных моделей он составляет 50–20000 Гц. В общем случае чем меньше первая цифра, тем чувствительнее микрофон к басам (низким частотам), а чем больше вторая, тем выше его восприимчивость к высоким звукам.

Еще один существенный момент — тип диаграммы направленности, отражающей чувствительность микрофона в зависимости от ориентации в пространстве источника звучания. Узконаправленные устройства (как правило, с кардиоидной и суперкардиоидной диаграммами направленности) имеют спереди узкую зону захвата звука и обладают низкой чувствительностью к посторонним шумам. Они идеальны для помещений с большим количеством звуковых отражений. Бинаправленные модели (диаграмма направленности — “восьмерка”), одинаково чувствительные к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно не реагирующие на звуки с боков, подходят для выделения низких частот, когда исполнители находятся близко у микрофонов. Кроме диаграммы направленности следует также обращать внимание на уровень собственных шумов микрофона, его дизайн и, конечно, стоимость.

Радиомикрофоны незаменимы во время презентаций и корпоративных мероприятий, предполагающих свободное перемещение ведущего и исполнителей по сцене и залу. По сути они представляют собой системы, состоящие из микрофона, переносного малогабаритного радиопередатчика (совмещенного в одном корпусе с микрофоном или карманного) и стационарного приемника. В более дешевых моделях, работаю­ щих на частоте VHF, в звуковой тракт могут поступать посторонние сигналы от других пользователей (например, с раций охраны). Поэтому предпочтительнее использовать модели, функционирующие на частоте UHF и отличающиеся достаточно большим радиусом действия.

Среди производителей радиосистем, микрофонов, наушников и индивидуальных систем ушного мониторинга есть те, кто выпускает простые приборы, “середнячки” и “фавориты”. Так, в обширном ассортименте моделей, предлагаемых компанией I.S.P.A.­Engineering, в бюджетном классе представлена продукция фирм Behringer и Gemi­ni, в средней ценовой категории — Sennheiser и Sony Audio, в сегменте “премиум” — Neu­mann, Danish Pro Audio (DPA) и SD Systems. Нельзя не отметить также демократичные микрофоны итальянской компании PASO (поставщик — IBERI).

Звуковая лаборатория

Сигналы от звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальных инструментов и микрофонов — своего рода “полуфабрикаты”, они редко поступают на колонки напрямую. Чтобы обеспечить качественный звук при проведении концертов, шоу­-программ или дискотек, необходим микшер. В нем происходит смешивание в нужных пропорциях сигналов от всех источников звука. Обычно в микшер встраивается предварительный усилитель, служащий для согласования, регулировки, коррекции и усиления сигналов, поступающих от различных источников. Говоря об аппаратах бюджетного класса, снова можно порекомендовать продукцию фирм Behringer и Gemini. Микшеры более высокого уровня выпускают, в частности, Yamaha и APB­DynaSonics, модели класса “люкс” — Soundcraft, D&R и Studer. Все они представлены в ассортименте I.S.P.A.­Engi­neering.

Помимо микшера­-предусилителя в звуковом тракте используется целый ряд устройств, позволяющих изменять различные параметры сигналов. Прежде всего следует упомянуть приборы динамической обработки — компрессоры, лимитеры, эксайтеры, экспандеры, гейты, деэссеры. Компрессор и лимитер нейтрализуют пиковые нагрузки и сглаживают резкие выбросы звуковых сигналов, что позволяет не перегружать систему звукоусиления. С помощью эксайтера удастся выделить звучание отдельных музыкальных инструментов или вокала. Гейты помогут справиться с нежелательными звуками, попадающими в микрофоны, автоматически уменьшая или полностью подавляя их уровень.

Не менее важна роль приборов частотной обработки звука. Например, с помощью кроссовера удастся разделить спектр звукового сигнала на два диапазона: высоко­ и низкочастотный. Для ослабления и удаления из сигналов всевозможных помех, шумов и искажений используется универсальный частотный корректор — эквалайзер. Для психоакустической обработки звука — процессоры эффектов, с помощью которых удается добиться более богатого и насыщенного звучания, повысить чистоту вокала, детализировать инструментальные партии.

Функции целого комплекса подобных устройств выполняет цифровой процессор­-контроллер акустических систем. Такая система, построенная на основе многоканального матричного процессора, может быть использована как для организации мультизонного звукового вещания, так и для пейджингового оповещения в ресторанах, ночных клубах и развлекательных центрах. Процессор, совмещающий в себе функции кроссовера, параметрического эквалайзера, лимитера и линии задержки, способен полностью решить все задачи управления звукоусилением, обеспечивая персоналу широкие возможности для оперативного регулирования звука, сводя к минимуму ошибки. В этом случае все основное звуковое оборудование, устанавливаемое централизованно в аппаратной, скрыто от глаз посетителей, что существенно облегчает доступ к технике для ее сервисного обслуживания. При помощи высокоинтеллектуальной системы, берущей на себя все звуковое управление в заведении, можно запрограммировать различные условия звучания для каждого из помещений. Программное обеспечение позволяет создавать и хранить в памяти процессора несколько алгоритмов работы системы. В каждой из обособленных и автономно управляемых звуковых зон потребуется лишь разместить настенную панель управления. С ее помощью персонал сможет выбирать стиль и громкость воспроизводимой музыки в зависимости от времени суток и настроения посетителей. К процессору можно подключить дополнительные источники сигнала, например, в основном зале — микрофон для голосовых объявле­ ний, что актуально при проведении конкурсов и презентаций, а в VIP­-зале — ТВ-­тюнер плазменной панели или систему караоке.

Наиболее совершенны в техническом плане процессоры фирмы GAE, а также система мультизонного вещания и оповещения Musicall голландской компании Dateq (поставщик — IBERI), позволяющая подключать до восьми стереоисточников и организовать полностью независимое стереофоническое вещание сразу в 16 помещениях. Каждая панель управления оснащена регуляторами и двухстрочным подсвечиваемым ЖК-­дисплеем, на котором отображаются текущая установка громкости и выбранный источник звука. Система распределенного звучания, построенная на базе такого процессора, позволит составлять музыкальные программы любой продолжительности, обеспечить звучание без пауз, как при работе профессионального ди­джея, и исключить возможность вмешательства неквалифицированного персонала.

После всех звуковых преобразований, перед тем как поступить на колонки, сигнал обрабатывается с помощью усилителя мощности. Оптимальным вариантом являются модульные аппараты, наиболее гибкие в настройке и удобные в обслуживании. Например, бельгийская фирма APart (поставщик — IBERI) предлагает широкий ассортимент модульных устройств, в который помимо эквалайзеров и микшеров­-предусилителей входят усилители мощности, характеризующиеся высокой прозрачностью звучания. В каждом усилителе установлен микропроцессор, постоянно осуществляющий мониторинг критических для его работы параметров: напряжения в сети питания, импеданса нагрузки, температуры и др. В ряде моделей предусмотрена возможность дистанционного управления громкостью и режимом включения. Компактные размеры и широкие функциональные возможности модульных устройств позволяют строить на их основе сложные системы звукоусиления, занимающие минимум места в аппаратных стойках (рэках).

Говоря об усилителях, следует также отметить продукцию компаний Behringer и Soundstandart (бюджетный класс), Yamaha и Carver (средняя ценовая категории) и Lab Gruppen (“люкс”). В Россию ее поставляет компания I.S.P.A.­Engineering.

На выходе

Завершающий элемент акустической системы — колонки. Они могут иметь от двух до пяти частотных полос в зависимости от типа системы звуковоспроизведения, а также отличаются вариантом исполнения, подразделяясь на врезные потолочные, подвесные настенные и напольные.

Для фонового озвучения подходят небольшие врезные потолочные колонки. Их размещают на относительно небольшом расстоянии друг от друга, благодаря чему звук равномерно распределяется по всей площади зала. По словам Евгения Вертячих, инженера проектного отдела компании IBERI, колонки, расположенные на потолке, дают более равномерное звуковое поле, чем настенные, рассредоточенные по периметру зала. В помещении с высотой потолка до 3 м и площадью около 100 кв.м для трансляции фоновой музыки потребуется около десяти потолочных динамиков мощностью 6 Вт каждый.

В качестве напольных колонок используются низкочастотные басовые динамики — сабвуферы, обеспечивающие четкость звучания при усилении на низких и ультранизких частотах и придающие звуку глубину. Наличие сабвуфера позволяет использовать менее мощные СЧ и ВЧ сателлиты, тем самым добиваясь более “комфортного” звучания. Уровень громкости будет таким, что сидящие за одним столиком посетители смогут свободно разговаривать, не слыша при этом, о чем беседуют их соседи.

Сегодня производители предлагают множество интересных решений. Например, компания NewTec (поставщик — IBERI) выпускает акустические системы серий Cono и Pro, транслирующие звук на 360° и одновременно работающие как источник света. Высококачественный подвесной потолочный громкоговоритель ультрасовременного дизайна имеет конусообразную форму диффузора и расположенный внутри корпуса светодиодный светильник.

Не менее стильной является акустическая аппаратура фирмы Void. Для клубов, например, подойдет трехполосная система Air Motion, имеющая нестандартный дизайн: динамики встроены в конические рупоры бордового цвета, напоминающие автомобильные клаксоны, но более внушительных размеров.

В ассортименте компании Apart помимо традиционных акустических систем представлены звуковые прожекторы рупорного типа для речевого оповещения и музыкальной трансляции на уличных площадках (в частности, они подходят для летних кафе), подвесные сферические громкоговорители для просторных залов с высокими потолками, звуковые колонны с четырьмя широкополосными динамиками в стильном корпусе, наиболее подходящие для холлов гостиниц. Нельзя не отметить и декоративные двухполосные динамики, замаскированные под “камень”, прекрасно смотрящиеся на открытых террасах или патио с “альпийскими” горками.

Революционные технологии реализованы в громкоговорителях немецкой фирмы Sonus (поставщик — I.S.P.A.­-Engi­neering) — магнитно­-планарных излучателях Pipeline и Inline, имеющих неоспоримые преимущества над обычными акустическими системами в плане качества звучания, дальности действия и дизайна. Также в линейке Sonus присутствуют панельные излучатели, прозванные за свои уникальные свойства “звучащими досками” и пользующиеся за рубежом большой популярностью. Размеры, поверхность и форма плоских громкоговорителей предоставляют дизайнерам неограниченные возможности при разработке интерьеров помещений, в которых предполагается установить звуковое оборудование. Помимо того, что эти колонки можно встраивать в стену или потолок, существует множество вариантов отделки их поверхностей, включая художественную роспись, лакировку, фанеровку, ламинированные постеры, резьбу, самоклеящиеся пленки, обои, репродукции. Особый интерес вызывают магнито­планарные громкоговорители серии Z­-line, имеющие широчайший частотный диапазон и внушительную мощность. Как раз на них и основана звуковая система нового комплекса зданий Бундестага, которая включена в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный в мире линейный источник звука. Именно продукцию компании Sonus специалисты I.S.P.A.­-Engineering рекомендуют в качестве оборудования для фонового озвучения класса “люкс”.

В среднем ценовом сегменте представлены колонки производства Tannoy и DNH, в бюджетном — Behringer, Jedia и RCS. Стационарные акустические системы для концертных программ высшего уровня выпускают компании Dynaudio Acoustics, Adamson, Meyer Sound. По словам Евгения Нестерова, руководителя отдела “Бюро готовых решений” компании I.S.P.A.­Engineering, колонки от Dynaudio Acoustics студийного класса стоимостью $5000 за пару способны конкурировать с оборудованием класса “хай-­энд”, цена которого начинается от $10000. В частности, аппаратурой этой фирмы и ряда других известных марок специалисты I.S.P.A.-­Engineering оснастили столичный караоке-­клуб и ресторан “Караоке­-Бум”, имеющий три зала с отдельными звуковыми системами. Полный цикл инсталляции занял четыре месяца; инвестиции составили около $70000. Не экономить на звуке решили и в столичном джаз-­клубе “Синяя птица”. Здесь для обеспечения качественного и равномерного озвучения “живых” концертов в камерном зале площадью 100 кв.м были установлены компактные активные акустические системы серий UPA, UPM и UMS от компании топ-­класса Meyer Sound.

В заключение отметим, что помимо поставки и монтажа оборудования комплекс услуг, предоставляемых солидными компаниями-­инсталляторами, включает в себя составление документации (спецификаций, кабельных журналов и т.д.), разработку дизайнерских, архитектурно­акустических, технологических или комплексных проектов, предпродажную подготовку оборудования, а также консультации, сервисное обслуживание и обучение пользователей. Кроме того, некоторые фирмы предоставляют аудиоаппаратуру напрокат.
Роман ХОХЛОВ

Источник: Ресторанные ведомости

Опубликовано:
//

Рекомендуем

Как выбирать

Увидеть инновации кофейного мира в одном месте – это реально!

Руководитель выставки Moscow Coffee & Tea Expo Михаил Субботин расскажет про возможность увидеть все новинки кофейной индустрии, собранные на одной выставке, Александр Цыбаев, представитель компании «Мадиан», подробно опишет в каких направлениях развивается индустрия, а представитель компании Alpha Dominche Виталий Козлов поделится секретами одной из новинок, которая уже сейчас меняет представление о приготовлении напитков.
Как выбирать

Гриль-оборудование: какое выбрать?

Обзор оборудования для гриля и барбекю
Технологии

Как контролировать работу склада

Опыт работы фабрики-кухни «Братьев Караваевых»
Технологии

Автоматизация ресторанов: свежие тренды

Игроки специализированного IT-рынка размышляют о ближайшем будущем рынка автоматизации ресторанов
Технологии

Как не только выжить, но и процветать в эпоху кризиса?

Как отличить бесполезные рекламные трюки от действительно ценных предложений? Ответ есть у Jowi