Элитный фарфор: модные новинки

Как известно, фарфор был изобретен в Китае. Однако сегодня образцом утонченного стиля и высшего качества на рынке фарфоровой посуды, в том числе профессиональной, служит продукция европейских стран, в первую очередь Германии и Великобритании. И, надо признать, главенствуют в сегменте «премиум» они заслуженно. Немецкие и английские традиции производства фарфора — не столь древние, как китайские (какие-то три сотни лет против полутора тысячелетий), но не менее богатые...

Фарфоровые компании Германии, имеющие легендарную историю, традиционно являются законодателями моды в мире сервировки. Их коллекции, в которых воплощаются все актуальные сервировочные тенденции, служат ориентирами для остальных производителей. Англичанам мир обязан появлением на свет костяного фарфора (bone china). Изделия из него отличаются матово-прозрачной белизной и, несмотря на изящные формы, обладают повышенной прочностью и устойчивостью к интенсивным нагрузкам. Эти качества достигаются за счет добавления в фарфоровую массу фосфата кальция, получаемого из пережженной кости.

Высококачественный фарфор легко узнать по чистому сливочно-белому цвету, гладкой глазури и совершенству форм. Характерные черты профессиональной посуды — усиленные края, препятствующие образованию сколов и трещин, а также утолщенные стенки, способствующие сохранению оптимальной температуры блюд. Большое значение имеет конструктивная целостность изделий, наделяющая их повышенной прочностью. Если посуда сделана из цельного куска фарфоровой массы, можно не бояться за выступающие элементы — ручки чашек и сахарниц, носики чайников и кофейников.

Поверхность элитного фарфора никогда не покрывается рисунком полностью. Декор лишь призван подчеркнуть красоту самого материала. Различают так называемый мануфактурный фарфор, то есть расписанный вручную (эксклюзивность и стоимость позволяют с полным правом отнести его к категории предметов роскоши), и декольный — изображение на него «переводится» методом термопереноса. Профессиональный фарфор, как правило, сначала декорируют и лишь затем покрывают прозрачной глазурью, которая предохраняет рисунок от выцветания и повреждения, а также делает посуду пригодной для машинной мойки. В краски нередко добавляют тончайший порошок благородных металлов.

В духе времени

Ежегодно все ведущие производители профессиональной посуды пополняют свои коллекции новыми линейками, при разработке которых учитываются пожелания известных шеф-поваров и опыт работы предприятий HoReCa. Многие линейки взаимодополняют друг друга, что особенно актуально для заведений со смешанной кухней. В новых сериях элитного фарфора все чаще прослеживается тенденция к использованию многофункциональной посуды оригинальных асимметричных форм, идеально подходящей для гастрономических экспериментов.

Английская аристократичность

Коллекции британской компании Dudson отличаются разнообразием причудливых геометрических форм и оригинальных декоров. Данная посуда активно используется для фантазийной подачи блюд в заведениях с различными концепциями — и в классических ресторанах европейской кухни, и в экзотических ориентальных. Элегантные линейки костяного фарфора Dudson Fine China предназначены для пятизвездочных отелей и VIP-зон ресторанов. Популярную серию-долгожитель Elements дополняют предметы из разноцветного стекла. Она создана специально для фантазийной подачи блюд и «воплощает» в себе четыре стихии — огонь, воду, воздух и землю. Dudson регулярно пополняет эту модную коллекцию новыми формами. Впрочем, не остаются без внимания и другие направления.

— Компания Dudson вывела на рынок линию Flair, — говорит менеджер по маркетингу компании «ГенЛекс». — Представленные в ней тарелки и блюда имеют увеличенные бортики, благодаря чему перед поварами открываются новые возможности для презентации блюд. Серию белоснежного фарфора Teodor White, подходящую для классических ресторанов, компания Dudson в этом году расширила линейкой чайников.

Другой ведущий производитель из Великобритании — корпорация Wedgwood, специализирующаяся на производстве элитного костяного фарфора, делает ставку не на новаторство, а на верность традициям. В ее ассортименте присутствуют коллекции гладкого и рельефного фарфора, выполненные в классическом стиле, с декором и без. Элегантная белоснежная посуда подойдет практически для любого ресторана, а декорированная позволит создать изысканную сервировку для VIP-залов. Каждая серия фарфора Wedgwood неизменно пользуется спросом, но на обновление своего ассортимента компания решается довольно редко. К сожалению, в этом году ее отельный департамент, отвечающий за выпуск профессиональной посуды, не порадовал новинками.

Продукция еще одного производителя костяного фарфора — Royal Doulton — в России пока известна мало. Между тем на Западе этот бренд считается одним из самых уважаемых и популярных на рынке профессиональной посуды. С 1881 года компания является поставщиком королевского двора Великобритании. Фарфором Royal Doulton сервируются праздничные столы в богатейших домах Америки и Европы.

— Royal Doulton выпускает элитную отельную и ресторанную посуду под тремя торговыми марками, — рассказывает заместитель генерального директора компании «Топ Стиль Групп», эксклюзивного дилера английской корпорации в России. — Фарфор Minton — один из самых дорогих в мире. Стоимость кофейной пары и тарелки диаметром 30 см с ручной росписью и золотым декором доходит до тысячи долларов. Коллекции Minton предназначены для пятизвездочных отелей и VIP-залов респектабельных ресторанов. Посудой этой марки сервируются столы на приемах в королевских резиденциях. Более доступный по цене фарфор производится под брендом Royal Doulton. Благодаря многообразию форм и декоров он активно используется в заведениях с различными концепциями, как с классическим, так и с авангардным интерьером. Коллекции Royal Doulton закупают знаменитые сети гостиниц и ресторанов, включая The Ritz, Hilton, Marriott, Four Seasons, Holliday Inn, а также авиакомпании British Airways и Lufthansa. Очень популярна классическая коллекция Baroness с роскошным декором в виде золотистого плетения. Для отелей разработаны специальные линейки — Arena, Profiles, Jupiter и другие, — в которых учтены тенденции к смешению европейской и азиатской кухонь. Стоит отметить, что корпорация оказывает услуги по изготовлению посуды с авторским дизайном (серия Custom Designs). Коллекционеры приобретают всевозможные столовые, чайные и кофейные сервизы, статуэтки и сувениры, производящиеся под маркой Royal Albert.

Нетривиальные дизайнерские решения предлагает компания Steelite. Один из ее «коньков» — посуда асимметричных форм. Так, в линейке Sheer представлены тарелки со скошенными краями, чашки и салатники со смещенным центром. Производитель регулярно вводит в свой ассортимент новые позиции, в частности, недавно появилась тарелка Float концептуальной «космической» формы.

— Float выпускается в трех вариациях и подходит для подачи и первых, и вторых блюд. Благодаря своей ультрамодной форме тарелка уже вызвала интерес наиболее прогрессивных предприятий HoReCa, — отмечает менеджер по связям с общественностью компании «Ина Интернешнл». — Очень быстро стали популярными новые многофункциональные тарелки Nouveau Bowl (диаметры — 18, 23, 27 и 30 см). Они выпускаются в базовом белом цвете. Практически в любой из серий Steelite присутствуют предметы для популярных в России блюд итальянской кухни: пиццы разных размеров, пасты, лазаньи, ризотто. Посуда из новой концептуальной серии Taste находит применение в японских ресторанах, а также при обслуживании шведских столов и бизнес-ланчей, на банкетах и фуршетах. В коллекции имеется поднос из стекла, выполняющий функцию подстановочной тарелки. На нем можно в разных комбинациях размещать входящие в линейку соусники, салатники и тарелки продолговатой формы, связывая их в единую композицию. Также в Taste представлены овальные блюда, салатники-конусы, чашки конической формы объемом от 85 до 450 мл. Еще одна новинка — «шелковый» декор серии Antoinette. На презентационной тарелке он широкий, на основных — более узкий, с крупным узором, на дополнительных предметах сервировки — минимальный. Стоит отметить, что Steelite предоставляет пятилетнюю гарантию на все свои коллекции: если в течение этого срока на краях какого-либо изделия появятся сколы, оно будет бесплатно заменено на новое.

Продукция компании Churchill уже хорошо знакома отечественным рестораторам. Особой популярностью пользуется коллекция профессионального фарфора Alchemy — в этом году производитель дополнил ее интересными новинками.

— Посуда серии Alchemy Pure отличается мягкостью линий декора в виде классических завитков и необычными элегантными формами. Входящие в нее тарелки многофункциональны — они могут служить и как подстановочные (для чашки или небольшой закуски), и, например, для одновременной подачи кофе с пирожным, — говорит менеджер по рекламе ООО «Радиус Отель Ресторан». — Предметы, входящие в серию Pure, оформлены изысканным рельефным рисунком. Они удобны и для обслуживания конференций в отелях, и для заведений десертной направленности. Также следует отметить линейку Alchemy Coast, разработанную известным дизайнером Бодо Сперлином. «Струящиеся» линии декора напоминают о природе и подчеркивают белизну фарфора. Наконец, еще одна новинка — линейка Alchemy Buffet, созданная на базе серий Energy и Balance.

Сделано в Германии

Немецкая компания Rosenthal работает в нескольких ценовых нишах. Профессиональная элитная посуда, выполненная из упрочненного фарфора, представлена в коллекциях Rosenthal Classic (в нее входят не декорированные изделия лаконичных и элегантных форм) и Rosenthal Studio Line, разработанной известными дизайнерами и художниками. Не так давно компания выпустила линию тончайшего костяного фарфора — Jade.

— В коллекции Jade отражены тенденции к смешению европейской и восточной кухонь. В ней представлены круглые, квадратные и овальные блюда, плоские и глубокие тарелки, наборы для саке и супа мисо, подставки для палочек, блюдо для полотенец, емкости для соевого соуса и т.д., — отмечает менеджер по маркетингу компании «ГенЛекс». — Еще одно свежее предложение Rosenthal — коллекция Modern Dining, позволяющая комбинировать различные элементы для создания неповторимой сервировки. Она включает в себя шесть новых фарфоровых линий — Origami, Nimbus, Poncho, Scoop, Tatami и Papyrus, каждая из которых состоит из трех элементов, выполняющих функции салатников и тарелок.

Фарфоровую посуду компания Schonwald можно встретить в самых престижных отелях и ресторанах по всему миру. Наиболее популярна классическая коллекция для предприятий сферы обслуживания FORM 98, в которой представлено внушительное количество позиций. Schonwald регулярно выводит на рынок новые оригинальные линейки. В числе последних новинок — серия Signature, созданная дизайнером Карстеном Голлником, известным своими инновационными идеями. В свое время он разработал для Schonwald буфетную коллекцию Event, основой которой послужили фарфоровые блюда округлой и квадратной форм, сочетающиеся с позициями из других материалов. В Signature Голлник совместил фарфор с деревом, стеклом, текстилем и силиконом. В числе совсем свежих новинок Schonwald — серия Character.

— Данная линия стала отражением моды на использование в ресторанных интерьерах природных материалов — ротанга, древесной коры, морской гальки и т.д., — отмечает ведущий специалист HoReCa ООО «ДП-Трейд». — Широкие структурированные бортики тарелок создают необычную игру света и тени, напоминающую о зарослях бамбука и колыхании травы на ветру. Все изделия серии выполнены из фарфора — она своим дизайном призвана дополнить натуральные материалы, преобладающие в интерьерах.

Естественно, нельзя обойти вниманием и родоначальника знаменитого твердого фарфора — компанию Bauscher, предлагающую тематические коллекции, выполненные как в строгом классическом, так и в авангардном стиле. Одна из наиболее популярных серий этого производителя — Come4table, удобная для обслуживания банкетных и кейтеринговых мероприятий. Недавно в ней появились функциональные и красивые чашки, чайники, а также клоши, придающие сервировке торжественность и предохраняющие блюда от заветривания.

— Безусловно, интерес представляет и серия Теа Luxe с небольшим, но вполне достаточным количеством предметов для чайной церемонии, — считает менеджер по рекламе ООО «Радиус Отель Ресторан». — На деревянных подносах с металлическими ограничителями располагаются сияющие белизной чашки, чайники и молочники. Блюдца, выполненные в форме эллипса, напоминают лепестки. Интересные возможности для сервировки предоставляют одинаковые по размеру кубические емкости из дерева, стекла и фарфора. Их можно использовать так, как подскажет фантазия, например, поместить в прозрачный «кубик» небольшие печенья, в фарфоровый — яркие цукаты, чтобы подчеркнуть их цвет, в деревянный — тростниковый сахар. Контрастируя друг с другом, фарфор, дерево, стекло и металл создают непередаваемое очарование.

Компания Villeroy&Boch представила в этом году три новые серии — Flow, Ocean и Pi Carre.

— Flow — идеальная коллекция для сегмента fine-dining и дизайнерских отелей, — говорит PR-директор компании Villeroy&Boch. — Чувственный дизайн и мягкие, «текучие» контуры, напоминающие природные формы, являют собой противоположность успешным «геометрическим» линейкам Pi Carre и Hot Wave. В коллекции имеются овальные блюда трех размеров (28x27, 23x22 и 20x17 см), блюдца (21x18, 18x15 и 14x12 см), которые можно использоваться в качестве маленьких тарелок, изящная тарелка для горячего диаметром 33 см, а также блюдо «2 в 1» (47x29 см).

Восточные мотивы

Элитный фарфор выпускают и некоторые производители из Азии. Особо стоит отметить продукцию Royal Porcelain Public Company Ltd (Таиланд). Это ультрасовременное предприятие, оснащенное немецким оборудованием, ежегодно выпускает более 33 млн изделий, которые поставляются более чем в 50 стран. Среди клиентов компании — сети отелей Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton.

Royal Porcelain выпускает множество коллекций профессиональной посуды. В элитном сегменте представлены, в частности, линейки костяного фарфора — Ascot и Myfair. Первая состоит из предметов с гладкой поверхностью, вторая — с рельефной. Наибольшим разнообразием форм и декоров отличаются коллекции из классического твердого фарфора (hard porcelain). Все изделия покрыты особо прочной глазурью, на которой не остаются царапины от столовых приборов.

— Очередная разработка Royal Porcelain — посуда из твердого, упрочненного фарфора, — рассказывает руководитель направления HoReCa компании «Полная чаша». — Из него выпускаются линии предметов с гладкой и рельефной поверхностью без росписи, а также с декором — Bubbles, Prairie, Mellow, Tuxedo и Color Party.

Хорошо известен на рынке профессиональной посуды костяной фарфор японской фабрики Narumi, имеющий белый цвет с теплым сливочным оттенком, высокую прозрачность и удивительную прочность, достигаемую за счет технологии дополнительной кристаллизации фарфоровой массы. Narumi регулярно дополняет свои коллекции модными предметами необычных форм. Она является ведущим поставщиком посуды для авиакомпаний и даже разработала для них специальную линию Narumi Inflight.

Другая японская компания — Nikko — разработала технологию производства фарфора с пятидесятипроцентным содержанием костяной золы, обеспечивающую изделиям непревзойденную белизну. Специально для сферы HoReCa она создала серию Fine Vitrified China. В нее входят изделия повышенной прочности, имеющие утолщенные края. Также на суд рестораторов предлагаются коллекции классического твердого фарфора, отличающиеся многообразием декоров.

Нельзя не упомянуть и корпорацию TopChoice, крупнейшего производителя ресторанной посуды из костяного и упрочненного фарфора в Китае.

— Изделия TopChoice, чьим эксклюзивным дилером является наша компания, имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются повышенной прочностью и стойкостью глазури к внешним воздействиям, — отмечает заместитель генерального директора компании «Топ Стиль Групп». — Фирма занимает большую долю рынка, экспортируя свою продукцию более чем в 45 стран мира. Неудивительно, что РАО «Газпром» выбрало именно посуду TopChoice для московской и региональной сети питания своих сотрудников.

Текст: Роман ХОХЛОВ

Источник: Ресторанные ведомости, ноябрь 2006 г.

Опубликовано:
//

Рекомендуем

Технологии

r_keeper: автоматизация ресторанов – главный тренд цифровой эпохи

Как учитывать все технические, экономические и маркетинговые особенности ресторанного рынка?
Новинки

Концепция вкусной подачи из первых уст

Философия урбанистики и вдохновение природой
Новинки

Неординарный подход к подаче блюд в кейтеринге всегда успешен с продукцией DUNI

Марина Антонова, управляющий партнер/директор компании Solo Catering дала интервью последней тенденции в сфере её деятельности.
Новинки

Будьте первыми

Что помогает в реализации идеи приема пищи как вечного праздника вкуса
Новинки

ECO-FRIENDLY PRODUCTS от DUNI

Уходящий год экологии в России вызвал большой интерес к экологичной упаковке