Viet Cafe
Год назад в Газетном переулке, почти в самом центре Москвы, появился вьетнамский ресторан Viet Cafe.
ОКНО В ХАНОЙ
Год назад в Газетном переулке, почти в самом центре Москвы, появился вьетнамский ресторан Viet Cafe. Его интерьер представляет собой минималистский синтез двух оформительских традиций — азиатской и европейской. На вопрос, что бы изменилось в дизайне ресторана, если бы он находился не в российской столице, а где-нибудь в Ханое или Дананге, его создатели, знакомые с Вьетнамом не понаслышке, отвечают: «Во-первых, кухня была бы устроена посредине ресторанного зала, а столики для посетителей стояли бы вокруг жаровен, печей и корзин с продуктами. Во-вторых, в помещении было бы намного больше света. И, в-третьих, мы бы использовали солому в качестве декоративного материала, а также заставили все обозримые поверхности разнообразными экзотическими растениями».
КОНЦЕПЦИЯ В ДЕТАЛЯХ
Оформление Viet Cafe передает национальный вьетнамский колорит очень осторожно, можно сказать вкрадчиво. Дизайн, как и меню, идет на сдержанный компромисс с посетителями, не смущая непривычный глаз причудливыми сцеплениями орнаментальных решеток или гигантскими панно с яркой традиционной символикой, призванной привлекать духов-хранителей, но способной вызвать чувство дискомфорта у среднестатистического москвича.
Протянувшийся во всю длину потолка вытяжной короб — головная боль любого архитектора — забран подвешенными на цепях деревянными панелями. На них аккуратно примостились традиционные головные уборы из соломы non la, два ряда которых дают декоративную рифму с параллельным расположением столиков и люстр. Эти «нон» наравне с оплетенными лозой лампами, полупрозрачными «москитными» сетками и разными безделушками вроде небольших опиумных курильниц и механических часов в затейливом деревянном корпусе — предметы, в которых сосредоточен couleur locale ресторана.
На стенах расположены большие (метр на полтора) матовые жанровые фотографии: сцены из вьетнамской жизни и портреты колоритных местных жителей. Обычных окон в ресторане нет, все-таки он расположен в подвале. Зато фотоокна выходят прямо во Вьетнам.
ПОЛ ВСЕМУ ГОЛОВА
Дизайн Viet Cafe обыгрывает и другие недостатки унаследованного владельцами помещения. Старый деревянный пол, который пришлось опустить на метр (а заодно с ним и участок канализационной системы) — едва ли не опорная точка всей оформительской концепции. Чтобы он стал похож на полы вьетнамских кафе и ресторанов, всего-то нужно было его немного поскоблить, покрасить в кофейный цвет и покрыть лаком. Цвет и фактура пола задали лейтмотив для мебели, определили оттенок тонировки фотографий.
ДЕВУШКИ И РЫБКИ
Кирпичные стены, своды потолка и панели, идущие по всему периметру зала, и текстильные занавески, неявно делящие его на две зоны, окрашены в цвет молодого бамбука. Пару ему создает венге в тонировке мебели. К этим двум цветам, заимствованным из традиционной для вьетнамского интерьера гаммы, фактически сведен колорит Viet Cafe. Яркими пятнами на фоне умеренного и благородного сочетания смотрятся эффектные национальные костюмы «аозай», которые носят девушки-официантки.
Еще один элемент интерьера, сразу привлекающий взгляд, — большущий аквариум, деталь, столь же традиционная для вьетнамского общепита, как, скажем, сосуды с оливковым маслом для итальянского и винные бочки для французского. Рядом с аквариумом расположено несколько посадочных мест для любителей пообщаться с рыбками «лицом к лицу».
БЛАГОРОДНЫЕ СЕДИНЫ
Все рестораны во Вьетнаме выглядят немного «раздолбанными». Поэтому для пущего правдоподобия мебель для Viet Cafe искусственно состарили. Все деревянные поверхности — столешницы, спинки стульев, равно как и пол — обработаны наждачной бумагой. Кроме того, кирпичные своды старого подвального здания не стали штукатурить, а просто покрыли краской.
В сочетании такой нарочитой состаренности и домашнего уюта с экзотичностью владельцы ресторана видят его главное достоинство. После аутентичной кухни, разумеется.
В Москве оказалось нелегко найти традиционные вьетнамские столики с квадратной столешницей и толстыми ножками. Столешницы заказали отдельно, массивные ножки взяли от других моделей. Столики получились немного непропорциональными, но и Вьетнам нельзя назвать царством гармонии. Стулья представляют собой удачную трансформацию венских. Высоту спинок укоротили наполовину, надставили подлокотники, покрасили, прошлись наждачкой — получилась не просто нетипичная, а почти уникальная для северных широт мебель. Стулья дополняются небольшими диванами с жесткими спинками, обитые кожзаменителем. У самого входа стоит конторка, когда-то бывшая глянцевым комодом из ИКЕА, а теперь стараниями дизайнеров приобретшая несколько побитый и поизносившийся облик.
Ресторан хочет казаться простым и чуточку потрепанным, и у него это получается. Однако приглушенное освещение, неяркая желтоватая подсветка ниш с «артефактами» и правильное, сведенное к прямым геометрическим формам расположение столиков нарушают «инерцию», которая создается мебелью, привнося в интерьер организованность и уют. В такой строгой «раме» незатейливое убранство уже не может показаться безыскусным или примитивным.
С РУССКИМ АКЦЕНТОМ
В феврале открылось второе Viet Cafe — в Новых Черемушках. При соблюдении основных оформительских мотивов (сдержанная цветовая гамма, широкоформатные фотографии на стенах) новый ресторан выдержан в более динамичной манере, чем его старший брат в Газетном. Открытое естественное освещение, разбросанные по поверхностям светильники,
фотополотна, данные на этот раз в цвете, создают атмосферу подвижности, которой, по мнению руководства, может не хватать первому Viet Cafe. Здесь, кстати, к осени собираются сделать некоторую перепланировку: увеличить число мест и заодно разделить зал на несколько зон. Первая часть задачи связана с тем, что в обед ресторан уже не вмещает всех желающих, вторая — с менталитетом русской публики. Ведь нашему человеку нужно расположиться так, чтобы его никто не трогал, он спокойно себе ел и в то же время имел возможность наблюдать за тем, что творится вокруг.
09/06/2011