Июнь 2011

Рикю

В последнее время мода на все восточное и Восток вообще переживает очередной бум во многих странах Европы. Но к Японии, Стране восходящего солнца, интерес особый. Разве можно быть современным человеком, ни разу не попробовав суши, мисо-суп, сакэ и прочие прелести японской кухни, ставшие доступными и в нашей стране?

Рикю

Ресторан “Рикю”: стильный минимализм

В последнее время мода на все восточное и Восток вообще переживает очередной бум во многих странах Европы. Но к Японии, Стране восходящего солнца, интерес особый. Разве можно быть современным человеком, ни разу не попробовав суши, мисо-суп, сакэ и прочие прелести японской кухни, ставшие доступными и в нашей стране? Где спрос, там и предложение, и Москва если еще и не стала, то скоро будет «впереди планеты всей» по количеству и разнообразию ресторанов с восточной кухней.

Не так давно открывшийся ресторан “Рикю” — элегантная попытка выделиться на фоне заведений-конкурентов. Его дизайн нельзя назвать стопроцентно японским: немного эклектичный, минималистский по сути, этот интерьер легок и ненавязчив, прозрачен и не перегружен деталями традиционной восточной экзотики и клише.

Расположенный на пересечении проспекта Мира и Грохольского переулка, этот ресторан с радостью и нетерпением ожидает, когда неподалеку от него откроется новое здание посольства Японии. Такое соседство обещает хорошие перспективы, хотя и ко многому обязывает. Тем не менее уже сейчас многие японцы предпочитают приходить пообедать или поужинать именно сюда.

Необычное для слуха россиянина, но одновременно несложное для запоминания слово “рикю” в переводе с японского означает “отдельно стоящий (потай- ной) дворец” или “дворец для отдыха”. В Японии так обычно назывались императорские виллы.

На высокой насыпи — сосны,
А меж ними вишни видны
и дворец
В глубине цветущих деревьев.

Это хайку напечатано на визитках ресторана не случайно — из окон действительно открывается вид на ботанический сад МГУ, точнее на оранжерею тропических деревьев…

Белое здание с необычной архитектурой, черная металлическая ограда… Сетка-вывеска, растянутая между двумя деревьями, похожа на рыбацкую снасть, в которой расположены четыре буквы причудливой формы — Р И К Ю, словно попавшие в сеть рыбешки.

Повернув позолоченную ручку, входим в заведение через высокие застекленные двери из темного дерева и оказываемся на площадке с лестницей, ведущей и наверх, и вниз — в ресторане три уровня.

Один лестничный пролет вниз — и вот гардероб, притаившийся за шторой, — для длинных пальто, плащей. Вешалки-плечики в выдвигающихся ящиках-коробках предназначены для пиджаков, курток.

На подоконнике огромного окна — три изящные строгие вазы с желто-красной розочкой в каждой, в нише напротив — букет из белых роз. Впрочем, композиции на окне меняются, непременное условие одно: цветы обязательно живые.

Обычный будний день, но в “Рикю” немало гостей: ценители восточных яств и просто желающие просветиться и узнать, что в японской кухне блюда подразделяются по способу приготовления — агэмоно (жаренные во фритюре), нимоно (приготовленные в соусе), якимоно (жаренные на теппане/гриле), ходят сюда часто. Как обычно, кто-то из гостей здесь впервые, а кто-то привычно заказывает бизнес-ланч с мисо-супом, салатом, жаренной во фритюре ледяной рыбой и японским рисом.

В глаза бросается обилие белого и красного, а именно — белоснежные стены сочетаются с длинными темно-красными шторами с переливами других оттенков. Так здесь обыгран японский флаг.

На самом высоком, третьем уровне, который поначалу воспринимаешь как второй этаж, первое, что бросается в глаза, — потолок, создающий полное впечатление, будто он оставлен нетронутым, абсолютно необработанным. Серый шероховатый бетон круглых колонн и стен поддерживает эту особую грубую фактуру, необычно контрастирующую с нежным белым тюлем и роскошными пурпурными занавесями из шелковой тафты.

Прозрачный тюль с цветочным узором — белая роспись в виде тюльпанов — смотрится стильно и дорого, но цветочная тема обыгрывается и далее: на белых подушках для стульев и диванчиков изображены красные тюльпаны. Тюль отделяет столики друг от друга, окружая и визуально изолируя каждый столик. Закрепленный под потолком, он немного колышется в потоках воздуха и очаровывает гостей, вызывая ассоциации с палантинами, дворцовыми покоями, парусами… Морские ассоциации навевает и серебристо-серая металлическая лестница с прутьями в виде канатов.

На третьем уровне находится бар. Высокая барная стойка исполнена в строгой форме, но ее очень украшают расставленные на полочках кальян, прозрачные хрустальные бокалы и фужеры-конусы из красного стекла, окаймленные золотом. Здесь же стоят бутылки, скорее напоминающие по форме прозрачные кувшины, с настоящей японской сакэ, внутри них колышется взвесь золотых частичек.

Во всех залах расставлены эргономичные “авторские” стулья, представленные в двух вариантах — белый каркас и войлок и черный металлический каркас с обвитыми веревками спинками и белыми сиденьями под кожу. Присутствуют здесь и очень длинные белые диванчики без спинок, которые сам дизайнер называет “диваны-лимузины”.

На втором, среднем уровне с эркерами и большими окнами тон задают представительно-солидного вида диваны в форме полусолнца, дополненные круглыми столами. Сидеть удобно, прилагающиеся к диванам подушки с тюльпанами, упомянутые выше, тоже немало способствуют комфорту.

Диваны отгорожены друг от друга при помощи ширм и занавесей. Ширмы зафиксированы, но поскольку они выполнены из стекла, то не загромождают и зрительно не разбивают пространство, а придают интерьеру легкость и воздушность.

“Изюминка” ресторана — столы круглой и прямоугольной формы, столешницы которых изготовлены из натурального оникса.

Камень просвечивает на глубину до нескольких сантиметров, и потому он активно использовался в качестве поделочного и облицовочного материала в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне. По легенде, в храме Соломона в Иерусалиме стены не имели окон, но, так как были сделаны из оникса, пропускали достаточно света.

В “Рикю” оникс тоже почти прозрачен, а умело расположенная подсветка заставляет его “играть”. Лампы находятся не только на потолке, но и прямо под столом, и потому камень светится, переливаясь желто-медовыми, светло-зелеными и коричневыми цветами. Сами столы на деревянных ножках темно-вишневого цвета обладают “секретом” — в них есть выдвижные ящички, где размещаются визитки ресторана, палочки для еды и прочие мелочи.

В суши-баре можно сесть за одним из пяти столиков и понаблюдать и за работой поваров, которые трудятся на нижнем уровне, так как с этой точки он хорошо просматривается, и за гостями, спускающимися и поднимающимися по винтовой лестнице.

На самом нижнем уровне находится небольшой VIP-зал — приватное помещение, в котором пока размещен один столик, но планируется, чуть изменив интерьер пространства, создать место для 10 — 12 человек. При желании здесь можно отгородиться, занавесив расположенные полукругом шторы. Помимо электрического света здесь имеется и естественное освещение: днем, если поднять голову, хорошо виден прозрачный скат стеклянной крыши.

За темной деревянной дверью под цвет остальной мебели с прямоугольной вставкой из светлого дерева и длинной металлической ручкой, которую удобно открывать и взрослому, и маленькому ребенку, скрывается туалетная комната. Она напоминает пенал и сама по себе довольно необычна. Столешница из оникса расположена вдоль всей стены, а сантехника выполнена в футуристическом стиле — неглубокая раковина округлой формы, блестящий металлический смеситель с V-образными кранами для горячей и холодной воды. Жидкое мыло в металлическом контейнере напоминает дорогой парфюм. Да и остальные детали — круглое зеркало на ножке и ваза с живым цветком — способствуют тому, что от стереотипа “места общественного пользования” не остается и следа.

Интересно, что с самого начала учредители ресторана не ставили перед собой задачу добиться традиционного японского интерьера. В их видении это дол- жен был быть ресторан, выполненный в лучших традициях “саби” — изящной простоты.

Результат оказался впечатляющим: доминирует тонкое чувство стиля, и даже без такого стандартного набора клише, как бонсай, драконы, зонтики и кимоно, все детали ненавязчиво подсказывают, что это заведение именно японской кухни.

Словом, не ударяясь в крайности, со здоровой долей минимализма рестораторам удалось создать необычный интерьер, который получился сдержанным, но стильным.

Влада Мелькова

Опубликовано:
09/06/2011

Рекомендуем

Интерьеры ресторанов

Гений места

Гастропаб Pub lo Picasso, открывшийся на месте претенциозного ресторана Jerome&Patrice, представляет гастрономическое направление, пока не слишком широко представленное в столице – испанскую кухню
Интерьеры ресторанов

Правильное место for Bad Boys

Ресторатор Александр Затуринский и его команда Soul Kitchen открыли в Арбатском переулке гастробар Bad Boy Bar. В роли трех китов нового столичного проекта выступают бар, атмосфера и кухня
Интерьеры ресторанов

Pinch: кухня напоказ

Сегодня идея простоты возводится в культ. Яркий пример тому — открывшийся на Патриарших прудах ресторан Pinch. Его ДНК — это ограниченное пространство, аскетичный дизайн, ярко выраженный акцент на гастрономию
Интерьеры ресторанов

Florentini City Café

В Florentini City Cafe есть всё, чтобы почувствовать себя на родине ризотто и спагетти: просторные залы и обособленные зоны, мебель из натурального дерева, большое количество цветов, винный погреб и открытая кухня с дровяной печью...
Интерьеры ресторанов

Chillout с восточным акцентом

Строго говоря, новый ресторан «Коллекция food & chillout» на столичном Кутузовском проспекте вырос из проекта «Чайхана Коллекция» (он чуть-чуть не дотянул до своего двухлетия), сменившего концепцию и преобразившего как интерьер, так и кухню
Интерьеры ресторанов

«Оранж 3»: характер нордический

Проект, открывшийся летом прошлого года, демонстрирует новый для Maison Dellos концептуальный и гастрономический подход: четкая геометрия пространства, лаконичное меню из трех десятков блюд в стиле new nordic cuisine<br />
https://www.high-endrolex.com/3