Петрович
Авторы проекта воссоздали атмосферу счастливого советского детства, ее составляющими стали добрая ирония, самоирония и ностальгия по не очень далекому прошлому.
Тип заведения: клуб-ресторан
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Марата, 56-58
В отличие от московского и киевского «Петровичей» питерский расположен не в подвале (хотя казалось бы...), а занимает отдельное здание. Прежде в нем располагался сетевой пивной ресторан «Солод и Хмель». Вдоль всей длины фасады — самый длинный в городе ресторанный подзаголовок: «Это клуб, ресторан, танцы, музей, кино, музыка, а не то, что вы думали». А что мы должны были подумать? На творение Леонида Петровича Гарбара определенно не похоже. С улицы видно, что просторные подоконники больших окон уставлены предметами ностальгического интерьера: фарфоровыми статуэтками, изображающими пионеров, девушек и животных, фотографиями в рамках и различными плохо идентифицируемыми образчиками бытовой техники советского производства.
Довольно удачную для ресторана планировку помещения менять не стали — только оформлением привели интерьер к стилю, определенному генеральной идеей: «Петрович» — это не только ресторан, но и клуб, цель которого — собрать круг друзей, ностальгирующих о прошлом, о шестидесятых, семидесятых годах, когда во главе угла стояли не деньги (и, хочется добавить, не еда), а дружеские отношения и общие интересы.
Интерьер придумал совладелец и автор идеи сети клубов — известный московский карикатурист и врач-психиатр Андрей Бильжо. Главный персонаж его графического творчества — доходяга Петрович, немного сумасшедший, но, в сущности, интеллигентный человек — дал имя ресторану, отчество всем гостям (все они — Петровичи и Петровны, эдакие братья-сестры) и стал карикатурным лицом заведения: рисованными сценками из жизни Петровича и его папье-машевыми изображениями увешаны все стены клуба-ресторана.
Цветовое решение интерьера заставляет вспомнить шутки про «психическую атаку». Но «матросы на зебрах» — ничто по сравнению с синим, зеленым и желтым цветами на ярко-розовом фоне. Автор называет этот стиль жизнеутверждающим китчем и мечтает о ресторане в стиле «пламенеющий китч».
В «Петровиче» четыре зала: по два на этаже. По левую руку от входа, в главном зале, большом, для курящих, располагаются барная стойка, мангал. Здесь висит экран, и посредством видеопроекции проводятся показы отечественного кино.
Обычно в наших ресторанах пользуются прямоугольными столами, их удобнее конфигурировать. Но «Петрович» смотрит на вещи проще: если компания большая и дружная, то почему бы ей не сесть за сдвинутые круглые столы? В большом зале все они такие, даже те, на которых выставляют шведский стол. А еду, тоже ностальгическую, советскую домашнюю, подают в фирменной посуде с Петровичами.
Оформительская фишка большого зала — нарочито грубо сработанные и раскрашенные деревянные бюсты культурных и политических деятелей работы воронежского художника Сергея Горшкова. Головы установлены под потолком на полочках-консольках, каждая по-музейному подсвечена небольшой лампочкой. Информационные таблички дают головам «фирменные» отчества, превращая в персонажей какой-то общей истории (космоса) демиурга Бильжо: Валентина Петровна Матвиенко, Алиса Петровна Фрейндлих, Михаил Петрович Боярский, Виктор Петрович Цой, Борис Петрович Гребенщиков, Иосиф Петрович Бродский, Валерий Петрович Гергиев...
Над залом возвышается балкон для звукорежиссера и музыкантов: в «Петровиче» каждый вечер звучит живая музыка, но не советская эстрада, а интеллигентный джаз, блюз, мелодии тридцатых—сороковых, не напрягающие и не давящие на уши.
Напротив главного, большого зала, справа от входа — небольшая светлая комната с розовыми стенами и высокими потолками, для некурящих. Именно здесь, надежно защищенные от табачного и мангального дыма, висят живописные полотна Бильжо, а лампы накрывают матерчатые абажуры.
Второй этаж представляет собой балкон с длинным залом, напоминающим столовую в пионерлагере: квадратные, сдвинутые по два столики с веселенькими клеенками, разноцветные стулья. На стенах — арт-объекты в советском стиле и снова картинки про Петровича. В этом зале невольно задумываешься: красная ковровая дорожка — было ли это возможно в столовой? Нет, вряд ли, но здесь — уместно. Длинный проход между рядами столов заканчивается отдельным залом с розовыми стенами, овальным столом и диваном — для компании человек на 10—12. Отсюда лестница ведет вниз, к выходу из ресторана, с нее открывается вид на крышу будки-гардероба, уставленную бобинными магнитофонами, пишмашинками, радиолами и прочей морально и физически устаревшей техникой.
Разнообразные объекты материальной культуры ушедшей эпохи распределены по всем помещениям ресторана. Большую часть из них Андрей Бильжо с помощниками добыли в комиссионных магазинах, на блошиных рынках, кое-что приносят в дар гости. Вид давно знакомых, из детства, вещей «подкупает», «цепляет» и располагает гостя к заведению, он исподволь начинает смотреть на проект глазами ребенка, окружающий мир для которого состоит из ярких красок, игрушек и мелких деталей.
Авторы проекта хотели воссоздать атмосферу счастливого советского детства, ее составляющими стали добрая ирония, самоирония и ностальгия по не очень далекому прошлому, безо всякой политики.
Текст: Татьяна Фомичева
18/01/2012