Июнь 2011

DADA

Года три назад молодые турецкие дизайнеры Сейхан Оздемир и Сефер Каглар из архитектурного бюро Autoban 212 получили предложение о создании ресторана общей площадью 340 кв. м.

DADA

Турецкий Прованс

Года три назад молодые турецкие дизайнеры Сейхан Оздемир и Сефер Каглар из архитектурного бюро Autoban 212 получили предложение о создании ресторана общей площадью 340 кв. м. Это был абсолютно новый проект, работа над которым заняла полгода, а инвестиции в интерьер составили около €200 тысяч.

Так в Стамбуле, на берегу Босфора, возле высотной жилой башни Balyan, признанной в 2002 году самым красивым строением побережья, появился новый двухэтажный ресторан Dada с французской кухней. Выбор места был не случаен: будучи одним из ярких, оживленных районов Босфора, в летние, праздничные и выходные дни Ортакей превращается в любимое место отдыха стамбульцев, в особенности молодежи. Центр Ортакея – пристань, где причаливают все паромы и прогулочные катера Босфора. Отреставрированные старые особняки и платаны, столики уютных уличных кафе и рестораны, в которых подают лучшую рыбу в городе, – новый ресторан Dada вписался в исторический облик квартала более чем удачно. Первый этаж площадью 150 кв. м рассчитан на любителей активного ночного отдыха: здесь находятся холл с диджейским пультом, бар и лаунж, который при необходимости может превратиться в сигарную комнату.
– В помещении, где проходят танцевальные вечеринки, не должно быть много мебели, – рассказывает об интерьере танцпола Сейхан Оздемир, один из авторов проекта. – Именно поэтому мы решили разместить здесь длинную пятиметровую банкетку и поставить несколько больших и удобных кожаных кресел. Чтобы не перегружать интерьер, вместо столиков придумали использовать турецкие ударные музыкальные инструменты дарбукас. Посетителям удобно ставить на них напитки и перемещать по собственному усмотрению. К тому же музыканты могут вовлечь гостей в импровизированный концерт. Пол танцевального зала покрыт слоем темно-красной эпоксидной смолы – за счет этого зал приобретает некоторую степень автономности, которая, впрочем, не идет вразрез с идеей открытости и единства всех трех помещений. Сразу за танцполом начинается бар: два длинных стола со светлыми столешницами и непосредственно барная стойка, окруженная высокими стульями. – Абсолютно каждая деталь интерьера требовала индивидуального подхода: что-то нужно было осветлять, что-то сглаживать, от чего-то отвлекать внимание, – говорит Сейхан. – К примеру, бар получился чересчур минималистичным. Кроме того, ситуация усугублялась его «проходным» расположением. Но каким бы скупым ни был дизайн, все можно поправить всего лишь расстановкой разнообразных предметов интерьера, которые смогут стать самостоятельными акцентами, отвлечь внимание посетителей и задать нужный тон. Так, в декор бара добавился романтический элемент – дизайнерские красные вазы для фруктов и настоящие свечи, которые зажигают даже на барной стойке. По замыслу дизайнеров, бар практически неотделим от лаунжа – уютного помещения с удобными кожаными креслами и плазменной телевизионной панелью на стене. – Поскольку эта комната оборудована качественной системой приточно-вытяжной вентиляции, по желанию гостей она может использоваться и как сигарная, – говорит Сейхан. – В их распоряжении всегда есть хьюмидоры с сигарами, каттеры, спички и зажигалки, лучина кедра, пепельницы – словом, все необходимые аксессуары. Курение сигар – довольно длительный процесс (некоторые сигары курятся больше часа), и гостям намного комфортнее делать это не в баре, а в спокойной, уютной обстановке. Именно поэтому в данном помещении на 12 - 14 посадочных мест мы решили использовать комфортные кожаные кресла и диваны, располагающие к длительному отдыху. Кроме того, сигарная комната помогает обособить курильщиков в отдельном помещении, чтобы табачный дым не приносил неудобств остальным гостям.

Пространство бара и лаунжа лишено дневного освещения (окна во всех помещениях, включая танцпол, почти всегда закрыты темно-коричневыми деревянными жалюзи). Поэтому дизайнерами из архитектурного бюро Autoban 212 была разработана система скрытых источников освещения и встроенных потолочных светильников, «работающих» вместе с подвесными зеркальными панелями. Кстати, зеркала на потолке – не просто декоративный элемент, а самая настоящая дизайнерская находка. – Эти маленькие зеркала – наша хитрость, – говорит Сейхан. – С их помощью мы хотели зрительно увеличить расстояние от пола до потолка. На втором этаже высота потолков немного больше, чем на первом, и нам было необходимо уравновесить их хотя бы визуально. Ресторан, расположенный на втором этаже (общая площадь 190 кв. м), рассчитан на более респектабельную дневную публику. Как и внизу, здесь есть три зоны, соединенные между собой: основной зал, VIP-мезонин и дополнительная обеденная комната. Здесь же находится кухня под руководством шеф-повара Эрдема Донмеза. Коронные блюда Эрдема – салат из кальмара (ahtapodi salada), меч-рыба (kilic baligi) и омары (istakos), которые к обеду можно заказать вместе с турецким пивом (bira) или вином (sarap). В ресторане большой выбор блюд из говядины, баранины или птицы (свинины нет, поскольку мусульмане ее не едят): от рулетов из рубленого мяса (kofte) до баранины на вертеле (siskebab).

Однако вернемся непосредственно к интерьеру. – Перед нами стояла задача создать интерьер, соединяющий эстетику модерна с атмосферой старого загородного особняка, – рассказывает турецкий дизайнер. – Вымышленный хозяин этого особняка – образованный турок, которому довелось много путешествовать и подолгу жить за границей. Проще говоря, нам нужно было создать достаточно солидную и респектабельную имитацию. Отправной точкой при работе над декором основной ресторанной зоны стали потолки, точнее, их высота – шесть метров. – Площадь ресторана на втором этаже – сравнительно небольшая, – комментирует Сейхан, – поэтому ограничиваться только дорогой меблировкой было бы неправильно. Требовалось подобрать такую мебель и предметы интерьера, которые смотрелись бы солидно и массивно, но в то же время имели небольшие размеры. То есть речь шла не просто о стиле, но и о сомасштабности предметов ресторану. И здесь нам помогла высота потолков. Мы старались всячески подчеркнуть ее, например, высотой стеллажей. Дизайнеры решили использовать это преимущество и не перегружать открытое пространство, полное воздуха. Так, в обеденном зале появились легкие шелковые абажуры, а место тяжелых портьер и темных жалюзи (как, например, на первом этаже ресторана) занимают белые газовые занавески. Большие общие диваны с подушками, равно как и книжный стеллаж, полностью закрывающий одну из стен, по замыслу авторов проекта, должны располагать к непринужденной дружеской беседе. – Идея использования в интерьере ресторана настоящей библиотеки в принципе не нова, – говорит Сейхан. – Однако в нашем случае большой стеллаж с книгами, аквариумами, картинами, сувенирами, якобы привезенными из различных путешествий, растения в кадках – все это должно создать для посетителей атмосферу настоящего салона. К тому же нет ничего скучнее, чем обыкновенный прямоугольный зал. Такое пространство сразу прочитывается, как лозунг на плакате, и быстро надоедает. Поэтому, проектируя основной обеденный зал, мы старались по возможности уйти от изначально заданной формы помещения. Расширив проход в одной из стен и закрыв его бархатной театральной портьерой, главный зал соединили с примыкающим. Получилась большая гостиная зона, состоящая из двух частей: основной, рассчитанной на 46 - 50 посадочных мест, и меньшей, более приватной, где могут разместиться 18 посетителей. В маленьком зале обычно проводятся частные вечеринки, отмечают юбилеи, свадьбы и т.д.

Насыщенная южная гамма двух обеденных залов строится на контрасте светлых тонов гардин, почти белой мягкой мебели и темного, натурального дерева, из которого сделаны стеллажи. Этому оптимистичному пространству (при всем разнообразии искусственного освещения: встроенные потолочные светильники, светлые подвесные абажуры с теплым, приглушенным «дачным» светом и настольные светильники) лучше всего соответствует яркий дневной свет, льющийся из больших окон. – Мебель для ресторана – это как очки для лица, – дополняет Сейхан, – поэтому она должна идеально подходить к общему интерьеру. Чаще всего интерьерные группы включают в себя стулья в одной стилистике со столом (ведь в первую очередь речь идет именно о столовой мебели). Это правило, а вот подбор необходимой мебели – это уже вопрос творческий. Сидеть можно по-разному. Кому-то нравится вальяжно полулежать – в таком случае подойдут кресла или диваны, а кто-то привык находиться за столом как отличник на экзамене – здесь нужны стулья строгие, без излишеств. Мы решили остановиться на первом варианте – это наиболее подходило для той атмосферы неспешности, которую мы хотели создать. В конце концов отличники могут посидеть и в баре. Еще одна декоративная особенность ресторана – зеркала. Как и на первом этаже, дизайнеры активно используют возможности отражающих поверхностей. Подвесные зеркальные панели крестообразной формы в главном обеденном зале призваны отвлечь от симметрии прямоугольного помещения, а зеркальная стена второй обеденной комнаты – прием, с помощью которого дизайнеры рассчитывали зрительно увеличить существующие размеры.
– Недальновидно ограничивать возможности зеркала только функциональными задачами, – делится секретами второй дизайнер, Сефер Каглар. – Зеркало – это универсальное средство для любого интерьера. С его помощью можно акцентировать внимание на наиболее выигрышных элементах интерьера, скрывать недостатки, экспериментировать с пространством и разными источниками света. Кроме того, отражающие поверхности помогают создать перспективу и вносят в интерьер элемент игры. Особая гордость заведения – открытая терраса с видом на Босфор и причал Ортакей. Все вместе позволило ресторану получить от англоязычных путеводителей следующую характеристику: «На пристани к югу от причала Ортакей вы найдете ресторан Dada с прекрасным видом на Босфор. Собственная библиотека, сигарная комната, отличный танцпол и огромнейший выбор самых свежих рыбных блюд, приправленных изумительными специями, делает этот ресторан одним из лучших заведений побережья».

Екатерина Афонченкова

Опубликовано:
09/06/2011

Рекомендуем

Интерьеры ресторанов

Гений места

Гастропаб Pub lo Picasso, открывшийся на месте претенциозного ресторана Jerome&Patrice, представляет гастрономическое направление, пока не слишком широко представленное в столице – испанскую кухню
Интерьеры ресторанов

Правильное место for Bad Boys

Ресторатор Александр Затуринский и его команда Soul Kitchen открыли в Арбатском переулке гастробар Bad Boy Bar. В роли трех китов нового столичного проекта выступают бар, атмосфера и кухня
Интерьеры ресторанов

Pinch: кухня напоказ

Сегодня идея простоты возводится в культ. Яркий пример тому — открывшийся на Патриарших прудах ресторан Pinch. Его ДНК — это ограниченное пространство, аскетичный дизайн, ярко выраженный акцент на гастрономию
Интерьеры ресторанов

Florentini City Café

В Florentini City Cafe есть всё, чтобы почувствовать себя на родине ризотто и спагетти: просторные залы и обособленные зоны, мебель из натурального дерева, большое количество цветов, винный погреб и открытая кухня с дровяной печью...
Интерьеры ресторанов

Chillout с восточным акцентом

Строго говоря, новый ресторан «Коллекция food & chillout» на столичном Кутузовском проспекте вырос из проекта «Чайхана Коллекция» (он чуть-чуть не дотянул до своего двухлетия), сменившего концепцию и преобразившего как интерьер, так и кухню
Интерьеры ресторанов

«Оранж 3»: характер нордический

Проект, открывшийся летом прошлого года, демонстрирует новый для Maison Dellos концептуальный и гастрономический подход: четкая геометрия пространства, лаконичное меню из трех десятков блюд в стиле new nordic cuisine<br />