Июнь 2011

Библиотека

Всегда приятно, когда тебя окружают люди со схожими интересами. Гениальная по своей простоте идея объединить приятную трапезу с книжным чтением приходила на ум очень немногим.

Библиотека

Кафе-библиотека в центре столицы

Всегда приятно, когда тебя окружают люди со схожими интересами. Гениальная по своей простоте идея объединить приятную трапезу с книжным чтением приходила на ум очень немногим. И если до недавнего времени единственным прибежищем голодных библиофилов была кофейня «Гостиная», то на сегодняшний день ряд литературных мест пополнился за счет кафе «Библиотека», расположенного на втором этаже старинного здания в районе Садового кольца, рядом со Смоленской площадью.

При поиске нестандартного оформительского варианта этого предприятия общепита было принято решение сделать акцент на тесное соседство «вкусовой» и библиотечной концепций. В результате появившееся на свет кафе с интерьером, стилизованным под советские библиотеки 1930 - 1940-х годов, являющееся местом неформальных встреч, завязывания деловых и личных знакомств, только еще больше подогрело интерес к чтению за едой.

Фасад и интерьер кафе, выдержанные в духе сталинского ампира, очень удачно перекликаются с архитектурой Смоленской площади и гармонично вписываются в уже сложившийся окружающий ландшафт. В свое время возведенные в этом архитектурном стиле огромные здания с колоннами, лепниной и скульптурами были призваны прославить в веках торжество коммунистической империи. Насаждаемый советской властью художественный стиль был заимствован у французского ампира времен правления Наполеона Бонапарта. Желание властей придать городам пышность и подчеркнуть ореол славы в архитектуре достигалось посредством парадного великолепия и театрального пафоса убранства.

Здание, украшающее облик мегаполиса уже не один десяток лет, многое повидало на своем веку. Достаточно отметить, что «Библиотека» является уже третьей общепитовской точкой, занявшей метры на третьем этаже здания, где в былые времена располагался не переживший кризиса 1998 года дорогой рыбный ресторан «Лобстер пот». Отчасти поэтому у нового арендатора не возникло никаких сложностей с перепрофилированием помещения, получением необходимых производственных мощностей и проведением широкого спектра строительных работ. Неудивительно, что это благоприятно сказалось на сроках воплощения дизайнерских задумок. После того как в августе 2002 года был подписан договор аренды, спустя пять месяцев были закончены все работы, и кафе смогло принять первых посетителей. Единственная, но довольно серьезная проблема, на которую пришлась основная доля финансовых затрат, возникла с прокладыванием «воздушных» коммуникаций.

Что касается интерьера кафе, то он не копирует досконально старый стиль, а лишь обыгрывает некоторые его элементы. Причем воссоздать ностальгические отголоски прошлой эпохи удалось с помощью современных отделочных материалов и технологических решений. Предваряющие вход в заведение дубовые двери кропотливо обрабатывались по специальной технологии для придания им «старинного» облика. Это одна из многих дизайнерских задумок, нацеленных на то, чтобы создать у посетителей временную иллюзию. Уже с другой стороны дверей картину дополняют висящая над лестничным проемом антикварная люстра, специально состаренное зеркало в массивной золоченой раме и стена, расписанная выпускниками Суриковского училища, на которой изображены книжные полки с фолиантами тех лет, а над нарисованными ножками светильников изящно вмонтированы матерчатые абажуры. 

Для максимальной реалистичности воспроизведения интерьерных особенностей помещений «сталинской» эпохи дизайнерам пришлось в пределах единого пространства принять во внимание множество стилистических деталей. В результате стены из гипсокартона покрасили акриловой темно-синей краской, на которую при помощи трафаретов нанесли узорный плетеный орнамент. При первом взгляде на стены создается полное ощущение того, что на них наклеены незамысловатые и аскетичные обои, очень характерные для советских времен с хроническим дефицитом. Белоснежный подвесной потолок из гипсокартона обрамили изготовленными на заказ фигурными плинтусами из МДФ, очень напоминающими элементы лепнины. В ущерб эстетической составляющей интерьерного пространства была реализована такая задумка - сделать состаренный пол, характерный для общественных мест того времени. Для этого изначально на деревянные доски наносились специальная тонирующая краска и лак на водной основе, придающие напольному покрытию эффект «затертости».

При входе в зал невольно поражаешься обилию представленной здесь печатной продукции. Помимо стеллажей, заполненных книгами, предусмотрены стойки с прессой, а сбоку у каждого столика сделаны матерчатые карманы для свежих газет, за чтением которых посетители могут скоротать время в ожидании выполнения своего заказа. Строго придерживаясь законов выбранного жанра, дизайнеры расставили на стеллажах толстые фолианты в красных обложках. Чтобы каждый посетитель смог найти литературу по своему вкусу, была закуплена «Библиотека всемирной литературы». На полках наряду с материалами партсъездов и собраниями сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса можно обнаружить букинистические издания и новинки современной классики, появляющиеся здесь благодаря активному сотрудничеству с ведущими издательствами. В результате чтение тут стало своеобразной частью развлекательной программы, как в других заведениях музыка или танцы, а «Библиотека» превратилась в одно из немногих кафе в столице, где обращение к официантам с просьбой принести чашечку кофе и томик Чехова вызовет вполне адекватную реакцию. Ведь официанты здесь по совместительству выполняют еще и функции библиотекарей, готовых попутно исполнить «литературный» заказ посетителей. И не исключено, что в дальнейшем здесь смогут вполне квалифицированно порекомендовать какое-нибудь литературное произведение под конкретное блюдо. Или, наоборот, как в культовом романе Булгакова, не станут советовать читать за завтраком свежих газет.  

Из общей площади в 400 кв. м, выделенной под нужды кафе, порядка половины метража приходится на торговую территорию. Общая площадь всего торгового помещения кафе рассчитана на 110 посадочных мест, а при организации банкетов «Библиотека» вмещает до 150 посетителей.

Тут рады всем интеллигентным гостям, включая менеджеров среднего звена из близлежащих офисов, которым предлагаются ранние завтраки, и молодежь, прогуливающуюся по вечернему Арбату и рассчитывающую на недорогой ужин и уютную атмосферу демократичного кафе.

Для удовлетворения различных запросов по организации досуга в кафе в рамках единого пространства предусмотрели места на любой вкус. С помощью сквозных перегородок из МДФ, напоминающих книжные стеллажи, было проведено условное зонирование помещения на три зала. В результате у посетителей, сидящих за любым из столиков кафе, создается ощущение уединенной «домашней» обстановки, идеально способствующей неспешной трапезе, приватным беседам и расслабленному отдыху. Облегченные «воздушные» архитектурные формы на фоне обилия оконных проемов не перегружают пространство, а только способствуют проникновению в помещение солнечного света.

Гармонично дополняют атмосферу кафе и другие характерные детали, включая специально состаренные предметы меблировки из светлых пород древесины, выполненные на заказ по эскизам дизайнеров. Столы, стулья, комод, диваны и буфеты, стилистически схожие со своими прототипами, аутентично вписались в интерьер, идеально контрастируя с темными стенами. Еще одним характерным дизайнерским элементом служит расположенная у стены барная стойка с филенчатыми планками и стеклянными вкраплениями из замутненного стекла. С помощью продуманной внутренней подсветки стойки в вечернее время суток создается ощущение мистичности и своеобразной нереальности всего происходящего. 

Наиболее «камерный» зал, «прописанный» поблизости от входа и рассчитанный на одновременное пребывание порядка 30 гостей, пользуется повышенным спросом у желающих провести торжественные мероприятия и корпоративные вечеринки. В этом банкетном зале для расслабленного отдыха предусмотрен просторный диван с подушками. Зальное пространство огорожено сквозными книжными стеллажами, под которыми предусмотрены встроенные шкафчики для хранения официантского инвентаря. На нижнем ярусе стеллажных конструкций находится «коронная дизайнерская находка» - бюсты Чехова со встроенными в них изящными светильниками, отбрасывающими в вечерние часы призрачный свет. Остальные ярусы стеллажей отведены под презентацию богатого книжного ассортимента, ошибочно принимаемого многими гостями за качественно выполненные муляжи. Над каждым столиком с осветительной шины свешивается по изящному светильнику, создающему в ограниченном пространстве ауру уединенности и отрешенности. Снаружи на уровне оконных проемов, из которых открывается красивейшая панорама в сторону Нового Арбата, «разбит» небольшой японский садик, оживающий с наступлением теплых денечков.

В среднем зале кафе, больше подходящем для любителей активного отдыха и тех, кто заскакивает быстро перекусить, не предусмотрено больших диванов, позволяющих гостям подолгу засиживаться за своими столиками, и столь же камерной атмосферы, как в двух других соседних помещениях. Здесь размещена DJ-стойка, за которой по четвергам и субботам с 20 часов играет ди-джей, а по пятницам звучит саксофон.

Наиболее же популярным местом отдыха в кафе является третий зал, условно состоящий из трех «посадочных линий», при взгляде на которые невольно возникают ассоциации с квартирными интерьерами советских времен.

В VIP-зоне, отделенной от соседнего зала стеллажным пространством, предусмотрены массивные диваны с обивкой из итальянского бархата цвета бордо, чьи высокие спинки с изящно надстроенными над ними книжными полками отделяют посетителей от соседей по залу. В зависимости от ставящихся целей диваны можно передвигать, создавая эффект изолированного, замкнутого пространства. VIP-ложа со стульями, обтянутыми в светлые льняные чехлы с капюшонами или отделанными тесьмой, идеально подходящая для основательной, неспешной трапезы, очень напоминает библиотечные кабинеты, являющиеся характерными атрибутами квартир старой московской интеллигенции. 

Вторую линию составляют столы с различными по форме столешницами, позволяющими избежать эффекта однообразия в пределах единого пространства. Элементы меблировки расставлены на таком расстоянии, чтобы посетители не мешали друг другу. Над круглыми столами на шесть человек подвешены массивные матерчатые абажуры с тесьмой, а над их прямоугольными аналогами на четыре персоны свешиваются небольшие камерные светильники. Подобная обстановка невольно напоминает гостиную комнату тех лет, где вечерами за массивным столом под абажуром собиралось все семейство.

Третью линию зала составляют маленькие столики на двоих с круглыми столешницами, расположенные рядом с окнами на небольшом подиуме для лучшего обозрения панорамных видов. Чаще всего эти места с оконными проемами, выходящими на станцию метро «Смоленская», востребованы у молодежи. На стенах в рамочках висят редкие фотографии русских писателей, многие из которых удалось отыскать на антикварных развалах.   

Блюда европейской кухни с авторскими элементами также литературно обыгрываются в меню, скромно называемом "Книга о вкусной и здоровой пище". Здесь можно найти фирменное блюдо кафе - говядину «Чехов», а также антрекот «Золотой теленок», свинину «Три поросенка». Винная карта, называемая здесь "Книгой бармена", содержит разнообразные сорта вин и других алкогольных напитков, а также соки, элитные сорта чая и кофе. Обе «книги» напечатаны на итальянском картоне, имитирующем пергамент древних рукописей шрифтом старой пишущей машинки 1960-х с неровным распределением чернил. Счет подается посетителям в картонных корешках наподобие библиотечного формуляра, а почетные гости удостаиваются «читательского билета» — 10-процентной дисконтной карты. Правда, владельцы кафе в планах воссоздания наиболее полной достоверной картины прошлых лет все же не решились пойти до конца, проставив в меню на блюда цены того времени. Поэтому средняя стоимость чека без учета алкогольных напитков здесь составляет от $20.

В свое время в кафе по пятницам проводились художественные чтения. Однако специфический подбор литературных произведений способствовал лишь активному посещению заведения студентами начальных курсов и ограничивал приток более состоятельных посетителей. Поэтому со временем было решено отказаться от подобной формы организации досуга и остановить выбор на реализации не менее интересных вариантов. В частности, проведении презентаций книжных новинок и розыгрышей пилотных экземпляров.

Впрочем, какой бы вариант организации досуга ни был выбран владельцами кафе, бесспорно, что на сегодняшний день оно является одним из наиболее оригинальных примеров по организации концептуального интерьерного пространства.

Роман Хохлов

Опубликовано:
09/06/2011

Рекомендуем

Интерьеры ресторанов

Гений места

Гастропаб Pub lo Picasso, открывшийся на месте претенциозного ресторана Jerome&Patrice, представляет гастрономическое направление, пока не слишком широко представленное в столице – испанскую кухню
Интерьеры ресторанов

Правильное место for Bad Boys

Ресторатор Александр Затуринский и его команда Soul Kitchen открыли в Арбатском переулке гастробар Bad Boy Bar. В роли трех китов нового столичного проекта выступают бар, атмосфера и кухня
Интерьеры ресторанов

Pinch: кухня напоказ

Сегодня идея простоты возводится в культ. Яркий пример тому — открывшийся на Патриарших прудах ресторан Pinch. Его ДНК — это ограниченное пространство, аскетичный дизайн, ярко выраженный акцент на гастрономию
Интерьеры ресторанов

Florentini City Café

В Florentini City Cafe есть всё, чтобы почувствовать себя на родине ризотто и спагетти: просторные залы и обособленные зоны, мебель из натурального дерева, большое количество цветов, винный погреб и открытая кухня с дровяной печью...
Интерьеры ресторанов

Chillout с восточным акцентом

Строго говоря, новый ресторан «Коллекция food & chillout» на столичном Кутузовском проспекте вырос из проекта «Чайхана Коллекция» (он чуть-чуть не дотянул до своего двухлетия), сменившего концепцию и преобразившего как интерьер, так и кухню
Интерьеры ресторанов

«Оранж 3»: характер нордический

Проект, открывшийся летом прошлого года, демонстрирует новый для Maison Dellos концептуальный и гастрономический подход: четкая геометрия пространства, лаконичное меню из трех десятков блюд в стиле new nordic cuisine<br />